Лекция 9. Инструментарий, риски и результативность проектной деятельности 9.1. Методы проектной деятельности 9.2. Риски проектной деятельности и факторы их возникновения 9.3. Критерии оценки результатов проектной деятельности
Качество проектной деятельности определяется: умением видеть и четко формулировать проблему; умением выдвигать гипотезы; набором имеющихся по проблеме данных; умением подбирать и использовать исследовательский инструментарий; умением формулировать выводы и представлять результаты исследования Инструментарий - методы, способы и средства, которые в разных комбинациях используются для достижения поставленных целей проектной деятельности Методы проектной деятельности
Выбор метода определяется: предметной областью исследования; целями проектной деятельности; целями того или иного этапа проектной деятельности; полнотой и качеством имеющейся информации по исследуемой проблеме; организационными формами работы; видом, характером, комплексностью используемых дидактических средств; наличием материально-технической базы и возможностями ее использования; образовательными, физиологическими и психологическими возможностями обучающихся и т.д.
Междисциплинарные методы проектной деятельности: Метод Характеристика Анализ Разбиение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Дедукция Вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев. Индукция Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему). Классификация Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком Моделирование Изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту- оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков. Наблюдение Целенаправленное восприятие явлений действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Обобщение Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов. Описание Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. Прогнозирование Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления. Синтез Объединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое. Эксперимент Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды экспериментов: лабораторный эксперимент; полевой, или естественный эксперимент. ·
Методы исследования предметной области
Соответствие методов этапам реализации проекта Этап Метод 1. Постановка проблемы наблюдение, опрос, описание, анализ, измерение, методы выбора альтернатив, SWOT-анализ…. 2. Целеполаганиеклассификация, метод построения «дерева целей», «дерево решений», методы активизации творческого мышления и т.д. 3. Планированиепрогнозирование, расчетно-аналитические методы, организационные, экономико-математические и т.д. 4. Реализация проекта: сбор информации; разработка проектного продукта наблюдение, опрос, описание, анализ, измерение, методы, связанные с предметной областью, методы активизации творческого мышления, конструирование, синтез, моделирование, эксперимент и т.д. 5. Рефлексияанализ, сравнение, обобщение, опрос … 6. Презентация проекта обобщение, методы обоснования решений, методы обработки и представления информации. методы документирования …
Этап 1. Постановка проблемы Два вида проблем, рассматриваемых в качестве объекта проектной деятельности: проблемы совершенствования; проблемы создания нового
Этап 1. Постановка проблемы
Этап 2. Этап 3.
Этап 2. Этап 3. Целеполагание и планирование
Источники информации Первичные источники информации, полученной впервые для решения конкретно поставленной проблемы (наблюдения, опросы, отчеты исследователя по проблеме) Вторичные источники информации, собранной и переработанной ранее для решения других проблем (газеты, журналы, книги …) Этап 4. Реализация проекта. Сбор информации
Этап 4. Реализация проекта: разработка проектного продукта
Этап 5. Рефлексия Методы рефлексии: опрос, анализ, самооценка, сравнение … Методы анализа проектной деятельности Методы самоанализа (анализа личных достижений) Рефлексия дает ответы на вопросы: Достигнуты ли цели проекта? Решены ли все поставленные задачи? Каковы основные трудности в реализации проекта? Какие моменты не учтены или требуют доработки? …. Рефлексия дает ответы на вопросы: Появились ли у обучающегося новые знания, умения и навыки? Насколько активно участвовал обучающийся в проектной деятельности? Каковы ощущения от выполненной работы?....
Этап 6. Презентация проекта Методы подготовки и способы реализации презентации проекта определяются природой проектного продукта и выбранным видом презентации.
9.2. Риски проектной деятельности и факторы их возникновения Риск проектной деятельности - вероятное событие, в результате которого субъект, принявший решение, теряет возможность достичь запланированных результатов проекта или его отдельных параметров, имеющих временную, количественную и стоимостную оценку.
Риски проектной деятельности обучающихся: несоответствие полученного проектного продукта планируемому; несоответствие предложенного решения заявленной проблеме; невозможность достижения целей проекта в указанные сроки; низкий уровень полноты представления результатов работы и аргументированности актуальности проблемы; утрата интереса к работе над проектом; превышение планируемых объемов затрат на реализацию проекта …
Факторы возникновения рисков проектной деятельности отсутствие заинтересованности обучающихся к участию в проекте; отсутствие опыта у обучающихся в исследовательской деятельности; низкий уровень готовности обучающихся к выполнению самостоятельной работы; возникновение дефицита времени при работе над проектом; плохая организация проектной деятельности; отсутствие необходимых условий для реализации проектной деятельности (материально-технической базы, методических материалов, финансовой поддержки …); отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное отношение педагогических работников к реализации проекта; постановка нереалистичных целей, задач и сроков выполнения проекта; низкое качество планирования проекта; недостаточность финансирования…
9.3. Критерии оценки результатов проектной деятельности Составляющие проекта Критерии оценки Постановка проблемы и ее обоснованность, формулирование целей и задач Актуальность, теоретическая и практическая значимость выдвинутых проблем; корректность постановки целей и задач исследования, их соответствие заявленной теме и содержанию работы; степень реалистичности целей и задач; разумность масштаба работ Выполнение и оформление проекта Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность предлагаемых решений; логичность, взаимосвязь и последовательность этапов реализации проекта; уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений; обоснованность отбора теоретического мате- риала; обоснованность, достаточность эмпирического материала; уровень используемого инструментария исследования; аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость; качество отчета: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков, стилистическое единство и языковая грамотность
Критерии оценки результатов проектной деятельности Составляющие проекта Критерии оценки Результат выполнения проекта Перспективы развития проекта после его завершения; соответствие планируемого результата полученному продукту; степень решения заявленной проблемы Презентация результатов работы, защита проекта Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, профессионализм изложения результатов работы над проектом; объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, междисциплинарные связи; культура речи, манера изложения, использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории; ответы на вопросы: полнота, аргументированность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы; деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.