. МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» ЗАЛЕГОЩЕНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ: АНТИПОВА О.В
Здоровьесбережение – это активность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека.
Здоровьесберегающие технологии - целостная система воспитательно- оздоровительных, коррекционных и профилактических мер, которые осуществляются в процессе взаимодействия: ребенка - ребенка ребенка - педагога - родителей - врача
Термин "технология" – это сочетание двух греческих слов: "техно" – мастерство, умение, и "логос" – способ, методика, мысль.
Цели здоровьесберегающих технологий в детском саду: Обеспечение и поддержание здоровья воспитанников на высоком уровне. Формирование осознанного отношения ребенка к своему здоровью. Формирование умения поддерживать свое здоровье. Поддержание связи с родителями в работе валеологической направленности. Просвещение взрослых в плане культуры здоровья.
ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Арт-терапия Словосочетание «арт-терапия» в научно- педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. Виды арт-терапии игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригами, драматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, песочную терапия, танцевально-двигательная терапия….
Сказкотерапия – это один из психологических методов. Польза сказкотерапии состоит в следующем: помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т.д.); расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире; обогащает внутренний мир ребенка духовно- нравственными ценностями ; корректирует поведение и развитие речи; стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.
Гимнастика - укрепляет здоровье ребенка. Пальчиковая гимнастика снимает тревожность, способствует развитию мелкой моторики, повышает работоспособность, развивает мышление, внимание. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: -способствует овладению навыками мелкой моторики; - - помогает развивать речь; -- повышает работоспособность головного мозга; - развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; - - развивает тактильную чувствительность; -- снимает тревожность.
Гимнастика пробуждения поднимает настроение и мышечный тонус, а также служит для профилактики нарушений осанки. Включает в себя воздушный (контрастный) метод закаливания в сочетании с общеразвивающими и координационными упражнениями. Выполняется после сна. Динамические паузы создают благоприятную атмосферу,снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями.
Дыхательная гимнастика - система дыхательных упражнений, направленных на развитие дыхательного аппарата путем тренировки речевого и голосового аппарата, сочетающаяся с соответствующими движениями. Занятия по дыхательной гимнастике рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю. Дыхательные упражнения проводятся 2 раза в день: в утренние часы на зарядке, на спортивных, музыкальных занятиях для восстановления дыхания.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, а так же на формирование у детей различных психических функций, на обучение элементам само расслабления и развития умения выражать различные эмоциональные состояния. Релаксация - упражнения направленные на снятие физического и психического напряжения, создание позитивного эмоционального настроя, овладение простейшими умениями коррекции собственного психосоматического состояния.
Музыкотерапия - создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствует коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности. Технология носит как коррекционную, так и профилактическую направленность и может широко применяться в работе с детьми. Заторможенные малыши нуждаются в стимулирующей музыке, возбужденные – в успокаивающей, дети дистонического типа – в стабилизирующей. В зависимости от части занятия или организуемой деятельности, в которой музыка выступает как фон, также используется музыка разного вида.
Цветотерапия - целенаправленный подбор и применение соответствующего светового режима для ребенка (группы детей) с целью достижения желаемого профилактического, коррекционного или реабилитационного эффекта в его психофизическом статусе. Элементы цветотерапии прослеживаются и в цветовом оформлении помещений и в использовании цветовых пятен при организации двигательной активности. Аромотерапия - использование эфирных масел лекарственных растений для профилактики стрессовых состояний, нервного перенапряжения, различных инфекционных и острых респираторных заболеваний, создания комфортной обстановки. Через аромалампу воздух насыщается парами эфирных масел, индивидуальные аромамедальоны, подушечки с душистыми травами для улучшения сна.
Песочная терапия позволяет развить фантазию ребёнка, нормализовать психоэмоциональное состояние, активировать адаптационные функции в любом возрасте. Песочная терапия помогает высвободить и понять свое подлинное Я, способствует восстановлению своей психической целостности. Танцевальная терапия. Цели: *снятие психоэмоционального напряжения; *выплёскивание энергии; *снятие своих страха и агрессивности; *осознание собственного «Я» в предлагаемых обстоятельствах; *проигрывание своих внешних и внутренних ощущений; *совместное переживание волнующих ситуаций; *пробуждение положительных эмоций; *развитие коммуникабельности и творческих способностей (импровизировать, воображать), *умение рассуждать логически и проявлять инициативу; *сплочение в коллективе.
Самомассаж способствует повышению тонуса и работоспособности всего организма. Оздоровительный массаж способствует укреплению различных групп мышц, снятию напряжения, утомления в отдельных мышечных группа, уменьшению болевого синдрома, восстановлению мышечных функций. Массаж обязательно сочетается с лечебной гимнастикой. Проводится до и после гимнастики. Основа закаливания и оздоровления детского организма, помогает снизить раздражительность и агрессию, стимулирует биологически активные точки. Способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется для профилактики ОРЗ, гриппа, для улучшения протекания нервных процессов. Физкультминутки снимают напряжение, восстанавливают умственную работоспособность детей, помогают расслабиться, снимают мышечную утомленность, успокаивают нервную систему.
Актуальность применения здоровьесберегающих технологий - гиподинамия (нарушение функций опорно- двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушение зрения…..), детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе), тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).
Система здоровьесбережения в ДОУ: *комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по дорожкам здоровья, профилактика плоскостопия; *хождение босиком, топтание в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика); *физкультурные занятия всех типов; *оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки); *организация рационального питания; медико-профилактическая работа с детьми и родителями; *соблюдение требований Сан ПиНа к организации педагогического процесса; комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.