УЧЕНИК РОДИТЕЛИУЧИТЕЛЬ
- развод родителей; - потеря близкого человека; - алкоголизм родителей или одного из них; - переживание непредвиденной ситуации; - межличностный конфликт; - изменение состояния здоровья; - проблемы внешности; -препятствия в достижении поставленной цели;
1. Тревога, страх, смятение, шок; 2. Сопротивление, стремление адаптироваться и преодолеть трудности; 3. Истощение, уход от решения проблемы;
- лично-семейные; - профессиональные; - межличностные(не связанные с профессией); - обусловленные состоянием здоровья; - связанные с материальными затруднениями; - обусловленные антисоциальным поведением
- угрозы, указания, приказы; - диктовка ребёнку выхода из ситуации, принятого вами, но не принятого им; - морализаторско-менторские поучения; - гнев, раздражение;
Остановитесь, если ваши действия, ваши реакции бесполезны; 1. Установите положительную атмосферу, выберите верный тон; 2. Скажите ребёнку о своих добрых намерениях: «Я не хочу портить наши отношения» «Я готов(а) забыть о случившемся» «Мне очень важно разобраться в нашей ссоре, чтобы этого не повторилось» 3. Поддержите ребёнка, оценив его по достоинству: «Я вижу, что тебя это волнует так же, как и меня» «Я ценю твоё стремление поговорить об этом»
2 ШАГ Положительная эмоциональная атмосфера Верный тон Добрые намерения разрешить конфликт Поддержка ребёнка Описать свои реакции и поведение
1. Определите свои позиции и обсудите проблему (в некоторых случаях лучше это сделать некоторое время спустя); 2. Расскажите друг другу о своих чувствах; 3. Пока один рассказывает, другой активно слушает; 4.Определите свои интересы и потребности аналогичным способом; 5. Подведите итоги;
1. Обсудите альтернативное решение проблемы; 2.Определите пользу и вред возможных путей решения проблемы; 3.Выберите решение, подходящее для вас обоих;
1) Что послужило причиной конфликта для каждого из участников? Что задело каждого из них? 2) Что чувствовали участники? Чувства, приведшие к конфликту. 3) Как вели себя участники во время конфликта? 4) Было ли взаимопонимание? Какие использовались способы: -спросить ребёнка о его точке зрения; -спросить ребёнка о его чувствах; -рассказать ребёнку о своих чувствах; - рассказать ребёнку о своей точке зрения. 5) Каковы последствия конфликта?