Постановка и решение учебной задачи на уроках русского языка в 1 классе Шушковская Александра Ивановна, педагог высшей категории, лауреат конкурса «Учитель года» г. Москвы, методист, сотрудник МЦРКПО, автор методических пособий по русскому языку
Основной целью курса русского языка является формирования функциональной грамотности младшего школьника, представлений о языке как системе лингвистических понятий.
Система навигация в виде пиктограмм
«Русский язык» 1 класс Содержание курса Здравствуй, дорогой друг! 1 раздел. Язык и речь. 2 раздел. Звуки и буквы русского языка 3 раздел. Способы работы с орфограммами 4 раздел. Слово. Предложение. Текст В добрый путь, первоклассник!
«Русский язык» 1 класс Содержание курса Здравствуй, дорогой друг! 1 раздел. Язык и речь. 2 раздел. Звуки и буквы русского языка 3 раздел. Способы работы с орфограммами 4 раздел. Слово. Предложение. Текст В добрый путь, первоклассник!
Раздел I. Язык и речь 1. Роль языка в жизни человека 2. Формы речи 3. Вежливые слова Учусь понимать текст Кто быстрее? Работай в проекте
1. Постановка задачи 2. Решение задачи 3. Освоение (применение) нового знания (способа) 4. Контроль и оценка результата решенной задачи 1.Результат: поставленный вопрос, тема для изучения 2.Результат: новое знание, способ действия 3.Результат: эффективное решение круга актуальных задач 4.Результат: диагностика «прироста», коррекция новых умений. Урок постановки учебной задачи
Урок постановки и решения учебной задачи Основные цели: 1) Уточнить понятие «язык». Тема: Роль языка в жизни человека Что именно предстоит изучать? Зачем? Какова роль данного материала в предмете?
Урок постановки и решения учебной задачи Основные цели: 1) Уточнить понятие «язык». 2) Тренировать умение самостоятельно открывать и применять новое знание. Тема: Роль языка в жизни человека Что делаю? Зачем делаю? Как делаю? Как оцениваю? Какие новые задачи встали передо мной?
Актуализация знаний
Постановка проблемы Тема урока: «Звуки» Подумай, что такое язык? Выбери ответ один из двух вариантов или предложи свой. Система знаков, служащая средством общения Речь, способность думать, говорить, писать …
Постановка проблемы Тема урока: «Звуки» Подумай, что такое язык? Выбери ответ один из двух вариантов или предложи свой. Система знаков, служащая средством общения Речь, способность думать, говорить, писать …
2. Искусственное препятствие. (Учитель указывает на неверность ответа) 3. Получение неверного ответа. (Ученик самостоятельно убеждается в неверности полученного им ответа) 1. Естественное препятствие. (Ученик не может выполнить задание) Типология затруднений в учебной деятельности
! Обосновать ! Обосновать – показать способ (предъявить абстрактный критерий) с помощью которого осуществлено решение) 4. Невыполнение условий достижения цели. (Обращается внимание на невыполнение условия задания) 5. Невозможность обосновать решение. (Ученик не может обосновать свое решение) ! 6. Невозможность объяснить способ получения используемого правила, способа действия и т.д. Типология затруднений в учебной деятельности
Формулирование познавательной задачи и построение алгоритма действий Что вы должны узнать на уроке? Узнать, что такое «язык». Я НЕ ЗНАЮ УЗНАТЬ ПРИЧИНА Ц Е Л Ь Что вам может помочь?
Тема урока: «Звуки» Решение задачи
Постановка проблемы Тема урока: «Звуки» Подумай, что такое язык? Выбери ответ один из двух вариантов или предложи свой. Система знаков, служащая средством общения Речь, способность думать, говорить, писать …
Постановка проблемы Тема урока: «Звуки» Подумай, что такое язык? Выбери ответ один из двух вариантов или предложи свой. Система знаков, служащая средством общения Речь, способность думать, говорить, писать
Освоение (применение) нового знания (способа)
6
Самопроверка знаний
Урок постановки и решения учебной задачи Основные цели: 1) Уточнение понятий «устная речь», «письменная речь». 2) Тренировать умение самостоятельно открывать и применять новое знание. Тема: Формы речи
Актуализация знаний Язы́к – это 1. Система знаков, служащая средством общения 2. Речь, способность думать, говорить, писать
Актуализация знаний Язы́к – это 1. Система знаков, служащая средством общения 2. Речь, способность думать, говорить, писать
Актуализация знаний Устная речь Письменная речь
Постановка проблемы Тема урока: «Звуки» Рассмотрите иллюстрацию. Выберите, какой вид речи изображена на иллюстрации Устная речь Письменная речь
Постановка проблемы Тема урока: «Звуки» Рассмотрите иллюстрацию. Выберите, какой вид речи изображена на иллюстрации Устная речь Письменная речь
Формулирование познавательной задачи и построение алгоритма действий Что вы должны узнать на уроке? Узнать, что называют устной и письменной речью. Я НЕ ЗНАЮ УЗНАТЬ ПРИЧИНА Ц Е Л Ь Что вам может помочь?
Решение задачи
Тема урока: «Звуки» Рассмотрите иллюстрацию. Выберите, какой вид речи изображена на иллюстрации Устная речь Письменная речь Решение задачи
6 Освоение (применение) нового знания (способа)
Тема урока: «Звуки» Освоение (применение) нового знания (способа)
Самопроверка знаний
Рефлексия 3. Цель достигнута, затруднений нет 2. Цель достигнута, но есть затруднения 1. Цель не достигнута Основная цель этапа – самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Урок постановки учебной задачи Основные цели: 1) Уточнить понятие «язык». 2) Тренировать умение самостоятельно открывать и применять новое знание. Урок 1. Тема: Роль языка в жизни человека Основные цели: 1) Уточнение понятий «устная речь», «письменная речь». 2) Тренировать умение самостоятельно открывать и применять новое знание. Урок 2. Тема: Формы речи
3. Цель достигнута, затруднений нет 2. Цель достигнута, но есть затруднения 1. Цель не достигнута Урок постановки и решения учебной задачи Урок 1. Тема: Роль языка в жизни человека Урок 2. Тема: Формы речи
Спасибо за внимание! Приглашаем Вас присоединиться к нашим группам «Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» на Facebook.com, VK.com (495)