«Прощание с Матёрой» Повесть Валентина Распутинa, издана в 1976 году.
Действие книги происходит в 1960-х годах в деревне Матёра, расположенной на одноименном острове посередине реки Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены. Многие люди не хотят оставлять Матёру, в которой провели всю свою жизнь. Это преимущественно старики, принимающие согласие на затопление деревни как измену предкам, похороненным в родной земле. Главная героиня, Дарья Пинигина, белит свою избу, которую через несколько дней предаст огню санитарная бригада, и не соглашается, чтобы сын перевёз её в город. Старушка не знает, что будет делать после гибели деревни, боится перемен. В аналогичной ситуации находятся другие старики, которые уже не в состоянии привыкнуть к городской жизни. Сосед Дарьи, Егор, вскоре после отъезда в город умирает, а его жена, Настасья, возвращается в Матёру. Гораздо легче переносит прощание с родной землёй молодёжь внук Дарьи - Андрей, или её соседка - Клавка. Молодое поколение верит, что в городе найдёт лучшую жизнь, не ценит родной деревни. Книга говорит о борьбе старой и новой жизни, традиций и современной техники. Старую жизнь символизирует фантастический персонаж Хозяин Острова, "маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверек", дух, который охраняет деревню и гибнет вместе с ней, а также царский листвень, мощное дерево, которое санитары-поджигатели так и не смогли ни свалить, ни сжечь.
Жители села Аталанка, где провёл детские годы Валентин Распутин, и соседних сёл предполагают, что прототипом Матёры был посёлок Горный Куй, затопленный в результате строительства Братской ГЭС.
Дарья Васильевна Пинигина – коренная жительница Матеры. Ей больше 80 лет. Она прожила трудную жизнь. Дарья – мудрая старушка с сильным характером. Местные старики часто собираются у нее, пьют чай и говорят о жизни. Дарья любит свою родную Матеру и остается на ней до последнего дня. Павел Миронович Пинигин – сын Дарьи Пинигиной. Ему 50 лет. Он женат, у него есть трое сыновей. Младшего сына зовут Андрей. Жену Павла зовут Соня. Павел работает в совхозе сначала бригадиром, потом трактористом. Он участвовал в Великой Отечественной Войне, после которой не может прийти в себя уже много лет. Павел - простой, честный и трудолюбивый мужчина. Андрей Пинигин – младший сын Павла Пингина, внук старушки Дарьи Пинигиной. Андрей – молодой парень в возрасте лет. Он недавно пришел из армии. Андрей мечтает работать на каком-нибудь грандиозном объекте, например, на ГЭС и т.д. Андрею не нравится жизнь в деревне. Он хочет быть среди передовой молодежи. Андрей не грустит о затоплении Матеры и смело смотрит в будущее. Старик Богодул много лет живет на Матере. Он часто бывает у старухи Дарьи в гостях. Ходят слухи о том, что Богодул был судим за убийство. На Матере Богодул живет в заброшенном здании. Он похож на лешего или снежного человека и ходит босой круглый год. Богодул вместе с другими стариками остается на Матере до последнего. Настоящее имя Петрухи – Никита Зотов. Петруха – один из жителей Матеры. Петрухе около 40 лет. У него есть мать, старушка Катерина. Петруха – беспутный, ленивый и безответственный человек. Петруха – пьяница. Он живет одним днем и не помогает бедной, одинокой матери. Катерина Зотова – мать Петрухи, милая и добрая женщина. Катерина – жительница Матеры, подруга Дарьи Пинигиной. Катерина вместе с Дарьей и другими стариками остается на Матере до последнего дня.
Старуха Настасья и ее муж Егор – жители Матеры, соседи Дарьи Пинигиной. У стариков было 4 детей, но все они умерли. Настасья и Егор переезжают с Матеры в город раньше других стариков. Вскоре дед Егор умирает от тоски по Матере. Тогда Настасья приезжает на Матеру. Вместе с другими стариками Настасья находится на Матере до последнего. Старуха Сима с внуком Колей – жители Матеры. Сима – приятельница Дарьи Пинигиной. Сима живет на Матере уже 10 лет. У нее есть немая дочь, которая не занимается сыном. Сима воспитывает внука сама. Старушка Сима и ее внук Коля остаются на Матере с другими стариками до последнего. Борис Андреевич Воронцов – председатель совхоза. Воронцов отвечает за переселение жителей Матеры в поселок. Воронцов – начальник Павла Пинигина по совхозу. Хозяин Матеры – невидимое, сказочное существо, которое охраняет остров. Каждую ночь Хозяин выходит, чтобы осмотреть свою Матеру. Для людей Хозяин невидим. Но при этом сам он видит и знает все, что происходит на острове.
В повести раскрываются и вечные проблемы: отношений поколений, жизни и смерти, памяти, поиска смысла человеческого существования, совести, любви к Родине. В повести экологическая проблема сплетается со многими другими. Но именно с нее и начинает разворачиваться клубок нравственно-философских размышлений героев. Наука и техника добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно вообще было стерто с лица земли. Река разольется, затопит многие пойменные луга, земли, здесь изменится экологическая обстановка. С другой стороны, переселение с острова, который затопится, в новые необжитые места - трагедия для старожилов деревни. На глазах у героев начинают разорять могилы, сжигать кресты, так объясняя это: «Вы знаете, на этом месте разольется море, пойдут большие пароходы, поедут люди. Туристы и интуристы поедут. А тут плавают ваши кресты». Так в повести встает проблема власти и народа. Общегосударственная цель требует человеческих жертв, на первом месте стоит благо всего народа, а не отдельных личностей. Но ведь именно из отдельных людей и состоит народ. И получается, что государство, власть заботится не о членах своего общества, а о самом себе. Поэтому-то и возникают столкновения власти и народа. Не случайно дед Егор, переехавший на «квартиру», умирает там через несколько месяцев. Так его извела тоска по дому, по любимому острову, по труду.
Писатель показывает, как от поколения к поколению ослабевают связи с Матерой. Сын Дарьи Павел уже не уверен, правы ли старики в яростной защите острова, а его сын Андрей ведет с бабушкой спор о техническом прогрессе. Он не видит смысла в дальнейшем существовании острова и согласен отдать его «на электричество», отрекаясь тем самым от дома, от родины и объединяясь с «официальными лицами», для которых жители Матеры – «граждане затопленные». Автор совсем не против прогресса, но он видит, что за ним человек теряется, его уже не видно в полный рост. Недаром Распутин выкладывает в уста Дарьи слова: «Себя вы и вовсе растеряете по дороге». Эта героиня видит, что уже не машины служат людям, а люди машинам. И что человек, гоняясь за прогрессом, очень изменился.