Профилактика агрессивного поведения учащихся
Цели Программы: улучшение психологического климата в школе; повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы); повышение уровня коммуникативной культуры учащихся; преодоление и предупреждение социально- эмоциональных проблем у учащихся.
Содержание занятий по программе «Дружный класс. Без агрессии» Примерное содержание занятий 1.Введение. На занятиях будем говорить: о добрых взаимоотношениях в классе; о том, как важно уважать себя и других; о том, как не позволять обижать себя и других. 2. Примеры ситуаций, фильм (фрагмент к/ф режиссера Р. Быкова «Чучело»). 3. Анкетирование Занятие 2 1. Обсуждение результатов анкетирования. 2. Агрессия и агрессивное поведение: формы проявления и чем опасна агрессия; как различать шутку, игру и агрессивные действия? Занятие 3 1. Кто и почему чаще всего становится жертвой агрессии? Просмотр фрагментов к/ф «Чучело» «Адажио» За что дразнят: самый слабый; непохожий на других; новичок Кто и почему становится агрессором? Работа в группах. Портрет агрессора. Причины агрессии. 3. Анкетирование
Занятие 4 1. Что можно сделать, чтобы остановить агрессию? Анализ результатов анкетирования. Как помочь жертве? Как помочь агрессору исправиться? Как улучшить взаимоотношения в классе, в школе? Возможные способы: определить стратегии поведения; ящик сообщений; правила поведения класса (предложения) Занятие 5 1.Принятие Правил класса. Просмотр м/ф «Крошка Енот» правило Крошки Енота. Каким образом можно выполнять правило? Иллюстрирование (по подгруппам) Занятие 6 1. Работа с Правилами класса. 2. Обмен мнениями Занятие 7 Обучение выбору адекватной стратегии поведения. Тренинг социальных навыков. Занятие 8 1. Подведение итогов. 2. Результаты анкетирования
Агрессивное поведение - это взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому (жертве). Агрессор - тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и т. д. Жертва - человек, которому умышленно наносит вред агрессор. Зрители группа учеников, свидетелей агрессивного поведения, которые сами не являются инициаторами агрессивных действий, но, наблюдая за действиями агрессоров, не встают на сторону жертвы, а иногда прямо или косвенно даже помогают агрессору. Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу; явно злонамеренное поведение, предполагающее действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве.
Агрессивность – свойство личности, она является как результат о генетической предрасположенности, так и влияния среды. Различают прямую, выраженную открытым наступлением на жертву, и непрямую (косвенную) агрессию, которые характеризуются следующими проявлениями: Прямая агрессия Косвенная агрессия вербальная (словесная) когда частичное игнорирование насмешничают, иронизируют, непринятие в некоторые виды – обзывают, ругаются матом и т.д.; деятельности (игры, разговоры и т.д.) физическая - когда дерутся, тол- полное игнорирование бойкот; каются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и т.д. другие виды психологического давления (когда заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать списывать, принуждают к каким-то материальная - когда вымогают действиям и др.) деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и т. д.