Воспитание и обучение в Киевской Руси (X - Хlll вв.) Сделала: студентка первого курса Сибгатуллина Г. Группа
Содержание: 1. Роль христианства 2. Педагогические идеи 3. Семейное воспитание 4. Обучение
Киевский период (X - Хlll вв.) Роль христианства Характер образования и воспитания. Педагогическая мысль и школа древней Руси. Христианское мировоззрение.
Педагогические идеи "Изборник Святослава (1076). Поучения византийца Иоанна Златоуста ( ). "Поучение Владимира Мономаха детям' (1096). Идеалы и программы воспитания черпались из "житий святых", поучений и проповедей, жанр и стилистика которых были заимствованы у византийцев. В качестве образца поучений можно указать:
Поучение Владимира Мономаха детям (1096) "Поучение" требует воспитания любви к Богу и страха Божьего, строгого выполнения церковных обрядов. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу.
Семейное воспитание Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской Руси была семья. Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.
Устав Ярослава Мудрого( гг) Статьи Устава охватывают широкий круг социальных вопросов: охрана чести и достоинства женщины- матери, повышение ответственности обоих родителей за воспитание своих детей и установление гуманных отношений в семье, создание юридических механизмов защиты сиротства и предупреждения полу сиротства.
Митрополит киевский Илларион
Первые школы в Киевской Руси Первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь Св.Ильи на Подоле в Киеве(X в.). Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (ум в Киеве в 988 г.).
Христианская церковь Св.Ильи на Подоле в Киеве(X в.) Первая школа учения книжного при князе Владимире Святославиче(988 г.)
На протяжении периода X - XIII вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и других городах (Переяславль, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром, Владимир-Волынский, Владимир на Клязьме, Туров, Галич, Ростов и др.). Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием. На первых порах устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь. Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занимался отдельно. Как правило, ребенок начинал учиться с 7 лет. Родители платили за обучение. Учениками обычно были дети представителей высших сословий.
Система начального обучения. Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий. Они обучали чтению, письму и счету. При этом использовались особые дощечки, на которых была вырезана азбука. Такие учебные пособия были доступны всем слоям общества. Сначала учили писать и произносить буквы, потом - читать молитвы по Псалтырю. В качестве писчего материала использовали бересту. На протяжении Х - XI вв. письменность проникла во все слои населения Руси.
Библиотека Ярослава Мудрого при киевском Софийском соборе.
В результате нашествия монголо-татар ( ) уровень образования на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное. Огню и мечу подверглись многие- монастыри – очаги просвещения. В 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Во множестве гибли культурные ценности, горели книги, были убиты или угнаны в полон умельцы, мастера грамоты и книжники.
Спасибо за внимание! Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, С История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. / Сост. С.В. Лыков., Л.М. Волобуева. - М.: Издательский центр "Академия", С. 27, 35.