Конституционная экономика Игровые теории экономических процессов. Основные понятия и классификация игр. Белова Т.А. группа ю.з-1841
Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Теория игр и экономика неразрывно связаны друг другом, так как методы решения задач теории игр помогают определить наилучшую стратегию различных экономических ситуаций Понятие игровых теорий Теория игр математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу в зависимости от поведения других игроков. Теория игр помогает выбрать лучшие стратегии с учётом представлений о других участниках, их ресурсах и их возможных поступках
Цель теории игр: Целью теории игр является разработка рекомендаций по рациональному действию участников процесса при несовпадении их интересов, т. е. в условиях конфликтной ситуации. Игра является моделью конфликтной ситуации Игроками в экономике являются партнеры, которые принимают участие в конфликте Результат конфликта – выигрыш или проигрыш
Признаки игр: Игры представляют собой строго определённые математические объекты. Игра образуется игроками, набором стратегий для каждого игрока и указания выигрышей, или платежей, игроков для каждой комбинации стратегий. Характеризующие признаки игры как математической модели ситуации: Наличие нескольких участников Неопределенность поведения участников Несовпадение интересов Взаимосвязанность поведения участников Наличие правил поведения, известных всем участникам
Представления игр : Развернутая форма Нормальная форма Характеристическая функция Игрок 2 стратегия 1 Игрок 2 стратегия 2 Игрок 1 стратегия 1 4, 3-1, -1 Игрок 1 Стратегия 2 0, 03, 4 Нормальная форма для игры с 2 игроками, у каждого из которых по 2 стратегии В кооперативных играх с возможностью передачи средств от одного игрока к другому, невозможно применять понятие индивидуальных платежей. Вместо этого используют так называемую характеристическую функцию, определяющую выигрыш каждой коалиции игроков. Х.Ф. показывает максимальную величину выигрыша, которую коалиция может себе гарантировать, независимо от действий всех остальных игроков. Подобная форма представления может быть применена для всех игр. В настоящее время существуют способы перевести любую игру из нормальной формы в характеристическую, но преобразование в обратную сторону возможно не во всех случаях.
Применение теории игр Описание Нормативный анализ (выявление наилучшего поведения) Моделирование И
Классификация игр: По количеству игроков: Игра двух лиц Множественная По количеству стратегий игры Конечные Бесконечные По взаимоотношению сторон Бескоалиционные Коалиционные Кооперативные По характеру выигрышей С нулевой суммой С ненулевой суммой По виду функций выигрыша Матричные Биматричные Непрерывные Выпуклые Сепарабельные По количеству ходов Одношаговые Многошаговые По информированности сторон С полной информацией С неполной информацией По степени неполноты информации Статистические Стратегические
Применение теории игр : Помощь при принятии решения по поводу проведения принципиальной ценовой политики, вступления на новые рынки, кооперации и создания совместных предприятий, определения лидеров и исполнителей в области инноваций, вертикальной интеграции и т.д. В последние годы значение теории игр существенно возросло во многих областях экономических и социальных наук. В экономике она применима не только для решения общехозяйственных задач, но и для анализа стратегических проблем предприятий, разработок организационных структур и систем стимулирования. В условиях альтернативы (выбора) очень часто нелегко принять решение и выбрать ту или иную стратегию. Исследование операций позволяет с помощью использования соответствующих математических методов принять обоснованное решение о целесообразности той или иной стратегии. Теория игр, имеющая в запасе арсенал методов решения матричных игр, позволяет эффективно решать указанные задачи несколькими методами и из их множества выбрать наиболее эффективные, а также упрощать исходные матрицы игр.
Спасибо за внимание !