Исследовательская работа Копинг-поведение и его связь с личностными особенностями подростков из разных социальных слоев Николаева Анастасия МГППУ, 5 курс Научный руководитель: Авдеева Наталия Николаевна
Совладающее поведение – это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справляться с трудной жизненной ситуацией (стрессом) способами, которые адекватны личностным особенностям и ситуации – через осознанные стратегии действий. Оно направлено на приспосабливание к ситуации, если она не поддается контролю, или на активное изменение, преобразование ситуации, которая ему поддается (Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк)
Копинг-поведение - это поведенческие, когнитивные и эмоциональные стратегии, используемые личностью для преодоления стрессовых ситуаций и ситуаций эмоционального напряжения Копинг-стратегии (Р. Лазарус, С. Фолкман): Конфронтационный копинг Дистанцирование Самоконтроль Поиск социальной поддержки Принятие ответственности Бегство-избегание Планирование решения проблемы Положительная переоценка
Локус контроля характеризует свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам, оценивать собственную активность как субъекта своей жизни и возможность влиять на происходящее (Дж. Роттер). Типы локуса контроля: интернальный (внутренний) и экстернальный (внешний).
Актуальность Недостаточность исследования проблемы в отечественной психологии Педагоги и родители отмечают сниженный уровень ответственности за результаты собственной деятельности у современных подростков Подростки испытывают стрессовое воздействие социальных требований и ожиданий, что требует от них использование эффективных способов взаимодействия при отсутствии навыков в этой области
Цель: выявление взаимосвязи между определенным типом локусом контроля и копинг-стратегиями в подростковом возрасте. Задачи: Проанализировать литературные источники по проблеме совладающего поведения и локуса контроля в отечественной и зарубежной психологии Провести эмпирическое исследование, направленное на определение локуса контроля и типа совладающего поведения у подростков из разных социальных слоев Проанализировать полученные результаты с целью подтвердить или опровергнуть поставленные гипотезы Определить перспективные линии для дальнейшего исследования
Объект: копинг-поведение, локус контроля у подростков Предмет: связь копинг- поведения и локуса контроля у подростков при различных социо-культурных ситуациях развития
Гипотеза: Существует связь между приоритетной копинг-стратегией и типом локуса контроля – чем более интернален тип локуса контроля, тем более адекватные и рациональные копинг-стратегии использует подросток. Дополнительные гипотезы: У детей-сирот преобладает экстернальный тип локуса контроля. Ученики из физико-математического класса обладают интернальным типом локуса контроля.
Методы исследования: Анкетирование Беседа Наблюдение Методики: «Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) Р. Лазаруса и С. Фолкмана (1988)» в модификации Крюковой Т. Л. и Куфтяк Е. В. и «Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера»
Выборка: 45 подростков из общеобразовательной школы (ГОУ СОШ 626), 30 подростков из физико- математической школы, 20 подростков из детского дома Всего 95 учеников 10-х классов в возрасте лет
Доминирующий тип локуса контроля (учащиеся общеобразовательных классов)
Доминирующие копинг-стратегии (учащиеся общеобразовательных классов)
Тип локуса контроля Интер- нальный Промежу- точный Экстер- нальный Всего Страте- гии совлада ющего поведе- ния Конфронтация Дистанци- рование Самоконтроль Соц. поддержка Принятие ответствен- ности Избегание Планирование решения Положи- тельная переоценка Всего
Практическая значимость Организация тренингов личностного развития; Построение системы психологического сопровождения подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; Создание пособий рекомендательного характера для педагогов и родителей по данной проблематике.