ИЕШУА И ВОЛАНД В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА» М. А. БУЛГАКОВА Подготовила ученица 11-А класса Фатеева Мария
Силы добра и зла в романе В романе «Мастер и Маргарита» силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима, близкого к Христу, и Воланда, сатаны в человеческом обличье. По-видимому, Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени, поместил Иешуа в начало нового времени, в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда– в Москву 30-х гг. 20 века.
Сходства в описании Иешуа и Воланда в романе Как добро и зло, Иешуа и Воланд внутренне взаимосвязаны, и, противоборствуя, не могут обходиться друг без друга. Эта взаимосвязь в романе выражается в описаниях обоих персонажей – автор делает акцент на одни и те же вещи. Воланд «по виду – лет сорока с лишним», а Иешуа – двадцати семи; «Под левым глазом у человека (Иешуа – И.А.) был большой синяк…», а у Воланда «правый глаз черный, левый почему-то зеленый»; у Га-Ноцри «в углу рта – ссадина с запекшейся кровью», а у Воланда был «рот какой-то кривой», Воланд «был в дорогом сером костюме… Серый берет он лихо заломил на ухо…», Иешуа предстает перед прокуратором одетым «в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба…» и, наконец, Воланд открыто заявлял, что он полиглот, а Иешуа, хоть и не говорил этого, но кроме арамейского языка знал еще греческий и латынь.
Актеры, исполняющие роли Иешуа и Воланда
Но наиболее полно взаимодополняемость добра и зла раскрывается в словах Воланда, обращенных к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия «духу зла и повелителю теней»: «Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп». Семен Стругачев в образе Левия Матвея
Образ Воланда В произведении Михаила Афанасьевича Булгакова обобщенный образ властелина темных сил представлен персонажем Воланда. Традиционно подобный персонаж в литературных произведениях олицетворяет абсолютное воплощение зла. Но образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова весьма неоднозначен. Он представлялся заграничным профессором, артистом в области фокусов и чародейства, некоторым героям и, в частности, читателю он раскрывает свое истинное лицо – повелителя тьмы. Однако сложно назвать Воланда олицетворением абсолютного зла, ведь в романе ему присущи милосердие и справедливые поступки.
Значение Воланда Михаил Булгаков вводить персонаж Воланда в систему персонажей в качестве оценивающей и решающей силы. Неограниченность его возможностей с первых мгновений пребывания в Москве становиться ясной. Проделки сатаны и его свиты хотя и страшны, однако все беды с людьми случаются лишь по их собственной вине. В этом и противоречивость булгаковского сатаны. Зло исходит не от него, а от самих людей. Он лишь констатировал многочисленные грехи горожан и наказывал их по заслугам. Значение персонажа Воланда заключается в том, чтобы показать людям их же грехи. Не сможет быть хорошим тот, кто не знает разницу между добром и злом.
Образ Иешуа Иешуа Га-Ноцри – персонаж романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», а также главный герой, написанного мастером романа, восходящий к евангельскому Иисусу Христосу. Будучи одним из ключевых героев в романе «Мастер и Маргарита», он является повелителем сил Света и антиподом Воланда. Также как Христос, Иешуа был предан Иудой, а затем распят. Однако в отличие от библейского персонажа, он не был окутан ореолом мистицизма и выступал обычным человеком, испытывающим страх перед физической расправой. Несмотря на то, что в нем сосредоточены все силы света, автор подчеркивал, что все было не совсем так, как написано в Библии. Когда Иешуа заглянул в записи своего ученика Левия Матвея, то ужаснулся, так как там было вовсе не то, что он говорил. Так Булгаков отмечает, что не стоит безоговорочно верить Библии, так как ее писали люди.
Образ Иешуа Иешуа в романе «Мастер и Маргарита» описан как бесконечно милосердный и всепрощающий бродячий философ. Иешуа считает всех людей добрыми и никого не винит в том, что его собираются казнить. Этот странствующий философ проповедует моральный закон Добра. Он ни на йоту не отступает от собственных убеждений и пренебрегает враньем, чтобы спастись: не понимает или не желает понимать намеков прокуратора. И даже за миг до смертные казни, когда ему, жаждущему, поднесли ко рту влажную губку, он не предает своих убеждений: отказывается от этой милости в пользу осужденного соседа.
Вывод Наиболее ярко столкновение противоборствующих сил представлено в конце романа, когда Воланд со своей свитой покидает Москву. Свет и тьма стоят на одной ступени. Миром не управляет Воланд, но миром не управляет и Иешуа. Все, что может Иешуа, это попросить Воланда о том, чтобы тот дал Мастеру и его возлюбленной вечный покой. А Воланд исполняет эту просьбу. Таким образом, мы приходим к выводу, что силы добра и зла равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом. И борьба их вечна, потому что нет на Земле человека, который ни разу за свою жизнь не совершил греха; и нет такого человека, который бы полностью утратил способность вершить добро. Мир это своеобразные весы, на чашах которого лежат два груза: добро и зло. И пока сохраняется равновесие, мир и человечество смогут существовать.
Спасибо за внимание!