Игровое моделирование проблемных ситуаций на примере формирования нравственного поведения детей Поздеева С.Е. воспитатель коррекционной гр. ДОУ «Улыбка» Г. Нерюнгри
Нравственное поведение ребенка как проблема Я не знаю Я не знаю Я не умею Я не умею Мне нужна помощь Мне нужна помощь -недостаточный личный опыт;
-необходимость постижения законов социальных отношений; - усвоение норм и правил общения; - формирование социально-значимых чувств; - развитие собственно-личностных качеств.
Игровое моделирование проблемных ситуаций Реализует потребность ребенка в игре и формирует навыки речевого ролевого поведения Реализует потребность ребенка в игре и формирует навыки речевого ролевого поведения Способствуетформированию осознанного самостоятельного принятия решения Способствует формированию осознанного самостоятельного принятия решения Обеспечивает возможность понимания проблемы конфликт «можно-нельзя», «хорошо-плохо» Создает условия для поиска вариантов разрешения конфликтов Способствует овладению практическими навыками поведения в различных ситуациях
Целевая направленность игрового моделирования Осознание ребёнком реальной позиции в среде сверстников и взрослых «Кто я?» Р-Р Р-В Р-ГР
Повышение социально-коммуникативной компетентности «Как поступить?» Повышение познавательной активности ребёнка в реальной жизни «Что такое? Почему?» Целевая направленность игрового моделирования Как поступить?
ЗАДАЧИ -Учить детей нравственному поведению в социуме -учить принимать собственное решение, опираясь на нравтственную оценку и обосновывать свой выбор -развивать культуру поведения -воспитывать культуру речи и навыки речевого общения -воспитывать внутреннюю установку правильного поведения
Функции игрового моделирования Познавательная Развивающая Диагностическая
Формы организации Группа Пара Мини-группа Индивидуально
Условия моделирования проблемных ситуаций Учёт интересов, возможностей, социального опыта, возрастных особенностей Включение элементов импровизации вариантов решения Актуальность проблемы для конфликтной группы детей Определение исходной ситуации и постановка проблемы Разнообразие средств в реализации проекта
Этапы реализации ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР ВАРИАНТОВ УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИННО- СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД Цель – пробуждение интереса к игровой деятельности. Средства: художественные, речевые. Виды деятельности: театрализация, моделирование. Пример: Тема: «Как друзья поссорились» Рассказ педагога о ситуации «Как лисичка с бычком поссорились»
Выбор вариантов Цель этапа – конкретизация ситуаций, поиск путей решения, определение границ допустимого поведения, определение этических норм, ограничений, проведение границ между «можно» и «нельзя». Средства: речевые, наглядные. Виды деятельности: беседа, обсуждение, инсценирование.
Установление причинно- следственных связей Цель – развитие выбранных ситуаций, поиск решающего фактора, обострившего её; преобразование ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем. Средства: речевые, театрализованные. Виды деятельности: моделирование. Примеры: Тема: «Почему нужно уметь уступать»
Выбор темы Определение положительных и отрицательных сторон поведения
Сравнение норм поведения
Прогнозируемый результат Ребёнок знает основы нравственного поведения в среде сверстников и взрослых Ребёнок самостоятельно или при незначительном контроле взрослого соблюдает основные нравственные нормы Ребёнок проявляет по отношению к другим детям сочувствие, терпимость, желание помочь Ребёнок в предлагаемой ситуации находит своё решение и предлагает этот сюжет разыграть Ребенок активно использует речь как средство общения и регуляции поведения
Спасибо за внимание !