Ассортимент потребительских товаров подразделяется: на группы – по месту нахождения, на подгруппы – по широте охвата товаров, на виды - по степени удовлетворения потребностей, на разновидности – по характеру потребностей.
По месту нахождения товаров различают ассортимент промышленный и торговый. Промышленный (производственный) ассортимент - набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей. Промышленный ассортимент товаров разных организаций – изготовителей, в том числе и предприятий общественного питания, независимо от формы собственности должен быть согласован с санитарными органами Министерства здравоохранения России. Торговый ассортимент – набор товаров формируемый организацией торговли или предприятиями общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально - технической базы. В отличие от промышленного торговый ассортимент включает, как правило товары разных изготовителей. Исключения составляют фирменные магазины
В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный. Простой ассортимент - набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Сложный ассортимент – набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах. Групповой ассортимент – набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности.
Видовой ассортимент – набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющий аналогичные потребности. Марочный ассортимент – набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Развернутый ассортимент – набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Сопутствующий ассортимент – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.
По степени удовлетворение потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент. Рациональный ассортимент – набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии. Оптимальный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведения до потребителей.
В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым, учебным. Реальный ассортимент – действительный набор товара, имеющийся в конкретной организации изготовителя и продавца. Прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности. Учебный ассортимент – перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.
Свойство ассортимента – специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формирование. Показатель ассортимента - количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров. При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимание их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента.
Широта ассортимента – количество видов, наименований и разновидностей товаров однородных и разнородных групп. Рассчитывается по формуле: К.ш = кол-во видов,разновид., наимен. / кол-во видов,разновид., * 100%
Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Рассчитывается по формуле: Кп = кол-во в.,р-в.,наимен в наличии / кол-во в.,р-в.,в каталоге. * 100%,
Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на один и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них. Коэффициент устойчивости рассчитывается по формуле: К.у = кол-во в.,р-в.,н. пользуемый спрос / кол-во в.,р-в.,н. в наличии
Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых потребностей, рассчитывается по формуле: Кн = кол-во в.,р-в.,н. новых видов / кол-во в.,р-в.,н. в наличии
Сокращение ассортимента Расширение ассортимента Стабилизация ассортимента Обновление ассортимента Совершенствование ассортимента Гармонизация ассортимента
Перечень видов и наименований ассортиментных групп однородных товаров, составляющих базовую широту и полноту ассортимента, устанавливается в стандартах на продукцию разных категорий (ГОСТ, ОСТ, СТП) и ТУ в разделах «Классификация и ассортимент», «Ассортимент», «Виды». Ассортимент тек же приводится в каталогах, прейскурантах, прайс-листах. Кроме информации об ассортименте в них может указываться стоимость.