Тьюторское сопровождение ФГОС в начальной школе Автор проекта: Учитель начальных классов Калинина Маргарита Алексеевна
«Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя». Г.Галилей
Тьюторское сопровождение Это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи Предметом сопровождения в начальной школе является познавательный интерес ребёнка
Актуальность На первое место выходит запрос на: Развитие профессиональной компетентности Новых умений и способов деятельности Готовности и способности к решению профессиональных задач в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Причины внедрения технологий тьюторского сопровождения Позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. 216 н и 217 н зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г и (соответственно)утверждены профессиональные квалификационные группы
Учитель выступает не как человек, дающий знания, а как помощник, направляющий ученика на добывание знаний, дающий ему проверенный путь, алгоритмы.
Понятия « Тьютор»- в переводе с английского педагог- наставник. «Тьюторант»- обучающийся, разрабатывающий и реализующий, в условиях тьюторского сопровождения, индивидуальную образовательную программу. «Тьюториал»-занятия в мини-группе тьюторантов с познавательными интересами в одной сфере.
Этапы тьюторского сопровождения Диагностико-мотивационный Проектировочный Реализационный Аналитический
Диагностико-мотивационный этап Изучение запросов родителей Выявление познавательных интересов детей (беседа, тестирование) Результат данного этапа – осознание младшим школьником своих целей, интересов и планов.
Диагностико-мотивационный этап Способы работы учителя: работа с портфолио ученика, беседа, консультирование, диагностика, тестирование. Способы работы ученика: представление имеющегося объёма знаний по теме, рассказ об истории возникновения познавательного вопроса.
Маршрутный лист
Проектировочный этап Задача – организация сбора информации. Составление плана работы тьютора Портфолио ученика, анализ портфолио, консультации по портфолио, факты, любопытные находки, трудности, с которыми столкнулся учащийся Помощь в составлении карты интереса
Реализационный этап Задача – работа над конкретными проектами, исследованиями, вопросами. Адаптационные мероприятия (игры на сплочение коллектива, творческие игры) Сопровождение ребёнка в его образовательной траектории (консультации, уроки вопросов и ответов, дидактические игры Презентация работ учащихся в кружковой деятельности
Аналитический этап Задача – анализ и коррекция процесса и результатов познавательного интереса младших школьников. Заполнение маршрутных листов Страничек портфолио Творческие отчеты перед родителями, одноклассниками Выставки рисунков, поделок Рефлексивные карты Дипломы, грамоты, сертификаты, письменные рецензии педагогов, родителей
Рефлексивные карты Индивидуальная работа Групповая работа Тема СамооценкаОценка тьютора Результат отлично хорошо могу лучше отлично хорошо могу лучше Тема СамооценкаОценка группы Оценка тьютора Результат
Тьюторант продолжает предложения. o Я узнал(а)… o Было интересно… o Я понял(а), что… o Теперь я могу… o Я научился(лась)… o У меня получилось… o Меня удивило… o Мне захотелось… o Я попробую… Незаконченные предложения
Основные формы тьюторского сопровождения Тьюторское сопровождение ученика осуществляется на двух уровнях: 1. Индивидуальное сопровождение тьютором Исследовательская работа Подготовка к публичным выступлениям Подготовка к олимпиадам, конкурсам 2. Сопровождение класса в целом – создание максимально насыщенной школьной среды (секции, студии, детские движения, клубы)
Что дает тьюторское сопровождение Для младших школьников Развитие познавательных интересов, культуры выбора, коммуникативных и творческих компетенций. Для тьютора и педагога Появление желания и умения приобретать, осмысливать и эффективно использовать знания обучающихся, а также целенаправленно строить тьюторское взаимодействие, направленное на развитие познавательного интереса во внеурочной деятельности.
В технологии тьюоторского сопровождения познавательных интересов младших школьников решается основная задача деятельностного подхода – развитие субъективности ученика, осознающего, что и зачем он делает. Включиться в творческий подход, прожить эти мгновения и получить удовольствие от полученного результата – это и есть проявление субъективности.