Методы генерации альтернатив: методы активизации мышления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. ЭКСПЕРТИЗА В УПРАВЛЕНИИ Роль экспертов в управлении: Основные трудности, связанные с информацией, возникающие при выработке сложных.
Advertisements

Для добавления текста щёлкните мышью Методы развития творческого мышления студентов в процессе обучения.
МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОИСКА ИДЕЙ Мозговая атака (МА) метод коллективного генерирования идей Прямая МА сбор максимального количества идей, селекцию которых.
Мозговой штурм Выполнила студентка гр.ИМ-09 Чедырян Нина.
Методическая разработка Метод проектов (в помощь учителю)
Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы,
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
Понятие «групповые процессы» и принятие групповых решений.
Технология проектирования и чтения проблемной лекции.
Студент группы Зайнуллин Ш.Р. Метод мозгового штурма.
Особенности обучения в условиях дифференциации. Природосообразная основа для дифференцированного обучения Это – включение в работу с детьми специальных.
Развитие коммуникативных умений через разработку творческого проекта.
Кейс – технологии в учебном процессе Кейс – технологии в учебном процессе Шарко Дарья Борисовна, учитель русского языка и литературы вышей категории.
Южаков В. А. Лекция 2 Методы и модели описания систем.
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
КОНСТРУКТ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ. Типы задач на Ознакомление Понимание Применение Анализ Синтез Оценка.
Мозговой штурм. Мозговой штурм Мозговой штурм – способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Цель Цель – организация коллективной.
Основы управления образовательными системами. Образовательные системы - социальные институты, цель которых - образование Образовательные системы имеют.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Мозговой штурм. эффективный метод коллективного обсуждения Его преимущества в свободном выражении мнений всех участников Использование коллективных возможностей.
Транксрипт:

Методы генерации альтернатив: методы активизации мышления

Метод мозговой атаки (brainstorming) (Разработал в 1938 г. Алекс Ф. Осборн) Суть метода заключается в предоставлении каждому участнику группы права высказывать самые различные идеи по поводу вариантов решения проблемы вне зависимости от их обоснованности, осуществимости и логичности. Особенности: Неограниченная дискуссия в группах по 4-10 человек (возможна индивидуальная мозговая атака) Чем больше разница между участниками, тем плодотворнее Не требуется глубокая и длительная подготовка и опыт по этому методу Продолжительность в мин

Метод мозговой атаки Принципы «мозговой атаки»: воздержаться от оценки идей; здесь количество превращается в качество. Основные правила: критика исключается; приветствуется свободное ассоциирование; количество является желательным; ведется поиск сочетаний и улучшений.

Метод Дельфи () Метод Дельфи (разработан в годы в США ) Особенности: Часто используют в случаях, когда сбор группы невозможен. Обеспечивается независимость мнений, анонимность Затраты времени на разработку решений существенно растут

Метод Дельфи Разработка осуществляется в следующей последовательности: 1) членам группы предлагается ответить на детально сформулированный перечень вопросов по рассматриваемой проблеме; 2) каждый участник отвечает на вопросы независимо и анонимно; 3) результаты ответов собираются в центре и на их основании составляется интегральный документ, содержащий все предлагаемые варианты решений; 4) каждый член группы получает копию этого материала; 5) ознакомление с предложениями других участников может изменить мнение по поводу возможных вариантов решения; 6) предыдущие два шага повторяются столько раз, сколько необходимо для достижения согласованного решения.

Эвристические методы Основаны на эффектах "озарения" и синергии. Типичные условия применения: дефицит времени на обоснование проблемной ситуации, перегруженность информацией, затрудняющей процесс ее обработки. Эвристика - наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность). Эвристические методы - специальные методы, используемые в процессе открытия нового. Эвристики - это основанные на опыте правила, стратегии, удачные приемы, упрощения или иные средства, существенно ограничивающие пространство поиска решения в сложных задачах.

Эвристические методы Информационная модель памяти Р. Актинсона и Р. Шифрина включает: сенсорную память - органы человека (зрительный, слуховой, тактильный и др.) долговременную память - неограниченное по объему хранилище, в котором информация может храниться неограниченно долго. кратковременную память - в ней информация поступает не только из внешнего мира (через сенсорную память), но и из долговременной памяти. Её содержание иногда отождествляется с содержанием сознания.

Эвристические методы Эвристика доступности: события, которые в текущий момент легче запросить из памяти, люди оценивают как более вероятные, чем ту информацию, с которой это сделать сложнее. Легче извлекаемым из памяти считается то, что человек может живо, образно вспомнить и произошло совсем недавно.

Под эвристикой репрезентативности понимают степень соответствия или подобия между выборкой и генеральной совокупностью, элементом и классом или категорией, действием и действующим человеком, следствием и причиной или, говоря в общем, соответствие между результатом и моделью. Люди считают события более вероятными, если они соответствуют распространенному прототипу, т.е. типичному представителю понятия, и при этом в своих оценках часто игнорируют значимые признаки генеральной совокупности. Они пренебрегают исходными данными, величиной группы и вероятностью наступления. Эвристические методы

Наконец, люди выносят свои оценки с помощью эвристики привязки и согласования. Ориентируясь на (незначимую) исходную величину, они выносят неверные оценки или, при наличии и учете новой информации, недостаточно "согласовывают" оценки с существующим положением вещей. Эвристические методы

Метод номинальной групповой техники Особенности: Ограничений межличностных коммуникаций Независимость мнений Критика и возражения исключаются Ранговая оценка рассмотренных идей Вариант, получивший наивысшую оценку, принимается за основу решения

Спасибо за внимание!