Выполнила: Мамутова Ленура Диляверовна- воспитатель.
Дидактические игры одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников способ познания окружающего мира. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения. В результате использования дидактических и развивающих игр по формированию элементарных математических представлений становятся также более интересными, дети прикладывают умственные усилия для решения поставленной задачи. Что в свою очередь способствует развитию мышления и творческих способностей детей.
При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебе. Дидактические игры очень хорошо уживаются с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Цели: Создать условия для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр. Задачи: Развивать воображение. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений. Развитие умственной способности детей через дидактические игры.
Обучение и развитие ребёнка должны быть непринуждёнными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности- игру. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется через образовательную область «Познание» в детском саду. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. Через познавательную деятельность реализуются практически все интегрированные области и программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются и развиваются в определенной системе.
При подборе и проведении дидактических игр и упражнений я учитывала следующие условия: игровой материал должен быть доступен и эмоционально привлекателен для детей. При этом роль несложного и в то время занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. В связи с этим, мы в нашей группе, постоянно занимаемся математикой посредством дидактических и развивающих игр.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы: Игры с цифрами и числами Игры на ориентировку в пространстве Игры с геометрическими фигурами Игры на логическое мышление Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
«Изобрази цифру» «Слепи цифру из пластилина» Сейчас я расскажу о том, какие игры я использую для формирования математических представлений у детей.
«Назови соседей» «Какой цифры не стало? »
Изучение геометрических фигур «Геометрическая мозаика» «Танграм»
Игра «Волшебный сундучок» Детям предлагается сундучок с различными геометрическими фигурами. Дети на ощупь должны угадать какая фигура в сундучке.
В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.