«Сформирован ли у вас педагогический такт?»
1. Чувствительны ли вы к огорчениям, обидам? 2. Быстро ли вы забываете о причиненной кому-либо обиде? 3. Зависит ли ваше настроение от внешних причин? 4. Склонны ли вы иногда к душевным порывам, внутреннему беспокойству? 5. Отстаиваете ли вы энергично свои интересы, когда по отношению к вам проявили несправедливость? 6. Отстаиваете ли вы интересы несправедливо обиженных школьников? 7. Легко ли вы впадаете в гнев? 8. Заступаетесь ли вы за посторонних людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
9. Общительный ли вы человек? 10. Можете ли вы сказать, что даже при неудаче не теряете чувства юмора? 11. Стараетесь ли вы помириться с тем, кого обидели? 12. Предпримете ли вы первым шаги к примирению? 13. Можете ли вы, если на кого-нибудь сердитесь, дать волю рукам? 14. Может ли трагический фильм так взволновать вас, что на глазах выступят слезы? 15. Легко ли вы приспосабливаетесь к новым условиям? 16. Сможете ли вы обратиться к человеку, которого недолюбливаете, столь дружески, что он не заподозрит о вашем настоящем отношении к нему?
17. Очень ли вы переживаете из-за чьей-либо несправедливости? 18. Относитесь ли вы к будущему пессимистически? 19. Удается ли вам при общении с людьми создавать определенное настроение? 20. Долго ли вы храните чувство гнева, досады? 21. Переживаете ли вы долгое время горести других людей? 22. Можно ли сказать, что вы относитесь к людям скорее настороженно, недоверчиво, чем доверительно? 23. Удается ли вам отвлечься от гнетущих проблем, чтобы не думать о них постоянно? 24. Совершаете ли вы внезапные, импульсивные поступки?
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы: 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 23 и количество отрицательных ответов на вопросы: 3, 5, 7, 13, 18, 20, 22, 24. Суммируйте эти два показателя.
Результаты 12 баллов - первая стадия развития такта. Такт неустойчив, его воспитательное влияние еще не имеет глубокой педагогической эффективности. 16 баллов - вторая стадия развития такта. Значительных нарушений такта не наблюдается. Однако преподавателю недостает педагогической находчивости в реагировании на различные ситуации, требующие педагогически тонкого вмешательства. 20 баллов - третья стадия развития такта. Такт становится ус тойчивым педагогическим умением преподавателя. Легче уста навливается деловой контакт со школьниками, но более сложно достигается контакт психологический. 24 балла - четвертая стадия развития такта. Такт становится привычкой, устойчивой чертой характера учителя.