МОСКОВСКОЕ БАРОККО В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ КОНЦА XVII ВЕКА ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ КУРСА ШПЕНГЛЕР АЛЕВТИНА ПРОВЕРИЛА: ТУЛА, 2019 НАЗВАНИЕ ТВОЕГО ВУЗА И ФАКУЛЬТЕТА
ПЛАН 1. Введение 2. Предпоссылки к появлению. 3. Нарышкинский стиль 4. Особености 5. Постройки 6. Голицынский стиль 7. Восьмерик на четверике 8. Значение для русской архитектуры 9.Источники
ВВЕДЕНИЕ Московское барокко условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII первых лет XVIII в. Первый этап развития русского барокко. Устаревшее название «нарышкинского барокко».XVIIXVIII
ПРЕДПОСЫЛКИ К ПОЯВЛЕНИЮ В XVII в. в русском искусстве и культуре появилось новое явление выражавшееся в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов, в частности, в зодчестве. Примерно со второй трети XVII в. начинается формирование и развитие новой, светской, культуры. Выражалось прежде всего в постепенном отходе от средневековых простоты и строгости, в стремлении к внешней живописности и нарядности
НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.
ОСОБЕННОСТИ Смешение противоречивых тенденций и течений, разнородность структуры и декоративной отделки. В них присутствуют черты европейского барокко, отголоски готики, ренессанса, романтизма, слившиеся с традициями русского деревянного зодчества. Характерен двойственный масштаб - одного гигантского, вертикально устремленного, и другого – миниатюрно-детального. Характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, позолоченной деревянной резьбы в интерьерах, следующих традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента».
БОРИСОГЛЕБСКИЙ СОБОР 1686 Постройки
ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В КАДАШАХ 1687
ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА В ЗЮЗИНЕ ОК. 1688
ЦЕРКОВЬ ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ В ОХОТНОМ РЯДУ (НЕ СОХРАНИЛАСЬ)
ГОЛИЦЫНСКИЙ СТИЛЬ Совсем небольшую группу составляют две церкви, построенные по заказу князей П. А. и Б. А. Голицыных. Большое участие в строительстве и оформлении принимали итальянские мастера, поэтому облик этих зданий достаточно сильно выделяется из классических образцов «московского барокко». Однако об отдельном стиле говорить не приходится (всего два здания), скорее о «памятниках голицинского круга».
ЯРКИЙ ОБРАЗЕЦ ГОЛИЦЫНСКОЙ ВАРИАЦИИ «МОСКОВСКОГО БАРОККО» Церковь Знамения в Дубровицах
ВОСЬМЕРИК НА ЧЕТВЕРИКЕ Тип архитектурной композиции церковного здания: верхний объём октагональной конфигурации («восьмерик») поставлен на четверик (как правило, более низкий). Изначально это архитектурное решение получило распространение в русском деревянном храмовом зодчестве. В конце XVII века прочно вошло в арсенал приёмов московского барокко. Сочетание контрастных форм придаёт храму устремлённость ввысь (динамизм характерная черта стиля барокко).
ПРИМЕР «ВОСЬМЕРИКА НА ЧЕТВЕРИКЕ» С ДЕКОРОМ «НАРЫШКИНСКОГО БАРОККО»
ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ В ПЕТРОВСКОМ-ДУРНЕВЕ РАННИЙ ПРИМЕР ТИПА ВОСЬМЕРИК НА ЧЕТВЕРИКЕ. СКУПЫЕ ВНЕШНИЕ УКРАШЕНИЯ, ПО-ВИДИМОМУ, ОТРАЖАЛИ СТРОГОСТЬ ВКУСОВ ЗАКАЗЧИКА.
ЦЕРКОВЬ ПЕТРА И ПАВЛА В ПЕТРОВСКО- РАЗУМОВСКОМ ОСВЯЩЕНА В 1691 (НЕ СОХРАНИЛАСЬ)1691
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА В ФИЛЯХ Классический, наиболее зрелый образец церкви типа «восьмерик на четверике»
ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Нарышкинский стиль наиболее сильно сказался на облике Москвы, но он также оказал большое влияние на развитие всей архитектуры России, будучи связующим элементом между архитектурой Москвы и строящегося Санкт-Петербурга. Во многом именно благодаря нарышкинскому стилю был сформирован самобытный образ русского барокко
ИСТОЧНИКИ Википедия льные_сооружения льные_сооружения Бусева-Давыдова И. Л. О концепциях стиля русского искусства XVII века в отечественном искусствознании. Статья одного из крупнейших отечественных специалистов по русскому искусству XVII века. Алфёрова Г. В. Памятник русского зодчества в Кадашах Вагнер Г. К. Искусство мыслить в камне. Москва, 1990