МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯ» ПОДГОТОВИЛ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ПИЛЕЦКАЯ И. Г.
Предпосылки чтения. - Зрительный и слуховой анализ- синтез. - Звукопроизношение. - Звуко-буквенные образы. - Слогослияние. - Языковой анализ-синтез. - Соединение процесса чтения с пониманием прочитанного.
Зрительный и слуховой анализ-синтез. Конструирование из палочек - формирование мыслительных процессов - развитие зрительного восприятия - обогащение сенсорного опыта - развитие координации движений - развитие мелкой моторики - развитие зрительного анализа - развитие зрительно-моторной координации - воспитание зрительного и слухового внимания
Звуковая логопедическая азбука
Схемы-символы гласных звуков
Звуковой анализ-синтез
Синтез слога «Пароход плывёт»
Анализ слова – первый звук.
Анализ - Где звук живёт?
Выделение гласного звука в слове
Твёрдые-мягкие звуки
Звонкие-глухие звуки
Полный звуковой разбор
Звукопроизношение
Звуко-буквенные образы.
На что похожа буква?
«Моя первая азбука»
Слогослияние
1. «Буквы ходят в гости»: согласные буквы «ходят в гости» к гласным и «поют» с ними песни (составление и чтение слогов-слияний и обратных слогов ПА, ПО, ПУ, АП, ОП, УП) 2. «Я найду слова везде»: составление и различение слогов и слов МА, МУ, МЫ, МО, УМ (слово обязательно что-то обозначает, а слог – это часть слова). 3. «Превращалочки»: - преобразование слога в слово – БА – БАК, КО – КОТ, НО – НОС, ДО – ДОМ, БА – БАБА, МА – МАМА, ПА - ПАПА - преобразование слова в другое путём замены гласного звука БАК – БОК – БУК – БЫК ДАМ – ДОМ – ДЫМ - анаграммы НОС – СОН, КОТ – КТО – ТОК, ДОМА – МОДА, МЫШКА - КАМЫШ - перевёртыши – КАЗАК, ДОМ МОД, ЗАКАЗ - «буква убежала» - М … Л (МЫЛ, МИЛ, МЕЛ, МЁЛ, МЯЛ, МАЛ, МУЛ) - «буква прибежала» - ПАР – ПАРК, ЛИС – ЛИСТ, РОТ – КРОТ, ИГРЫ – ТИГРЫ - «слово в слове» - ПОБЕДА (ОБЕД, БЕДА, ЕДА, ДА ) - «родные слова» - КОТ – КОШКА – КОТЁНОК - «один – много» - КОТ – КОТЫ, ЖУК – ЖУКИ, ДОМ - ДОМА 4. «Слово рассыпалось»: И, М, Р (МИР), Ы, С, Р (СЫР)
Как устроена наша речь?
ЗВУКОВОЙ ЛЕС Ш-ш-ш… (змея шипит), С-с-с (водичка течёт в ручейке), В-в-в (ветер воет), Д-д-д (дятел долбит дерево), З-з-з (пчёлка звенит), Ж-ж-ж (жук жужжит), Ф-ф-ф (ёжик фыркает),Ч-ч-ч (кузнечик стрекочет), У-у-у (волк воет), Б-б-б (зайчик барабанит по пеньку)…Пиши-читай с ребятами стали ловить звуки. И ты можешь так сделать: хлопни в ладоши, если услышишь как шипит змея (звук [ш]): ш, с, ж, ш, ш, щ, ш, ч, з…
ГОРОД БУКВАРИНСК 33 родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся. Если только встанут в ряд - Вмиг они заговорят! (буквы)
ПОЛЯНА СЛОГАРИКОВ Через город мы пройдём На поляну попадём. Там чудесные цветы Необычной красоты! Соберём букеты слов! Слоги кто читать готов?
МОРЕ СЛОВ Всему название дано - И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным- полно, А безымянных нету. И всё, что может видеть глаз Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас – Всё названо словами! Слова, слова, слова, слова… И это так прекрасно: В огромном море – море слов Купаться ежечасно!
Назови что где лежит?
А ты знаешь кто это делает?
Река плавной речи Мама, кашу, варит -Чья мама варит кашу? (моя) - Какую кашу она варит? (вкусную, гречневую) А теперь добавим эти слова в твоё предложение. Слушай, что получилось: «Моя мама варит вкусную гречневую кашу». Сосчитай сколько слов-корабликов поплыло по Реке плавной речи? Моя мама варит вкусную гречневую кашу.
Спасение «Речецветика» А ты сможешь отгадать эти загадки? Ну, тогда угадай, о чём так говорят: -мы их слышим и произносим… (звуки) -это печатные знаки для записи звуков… (буквы) -при помощи них мы называем всё вокруг… (слова) -это кирпичики для строительства слов …(слоги) -чтобы сказать то о чём мы думаем надо из слов составить…(предложение)
Соединение процесса чтения с пониманием прочитанного. 1. «Слоговой конструктор»: ХА, МУ (МУХА) КО, МО, ЛО (МОЛОКО) КА, МА, НЫ, РО (МАКАРОНЫ) 2. «Слоговое лото»: из предложенных 5-7 слогов предлагается составить как можно больше слов ГУ, СИ, ТЫ, КИ, БЫ, РА, НО (ГУСИ, ГУБЫ, КИНО, РАКИ, КИРА, НОРА, РАНО, БЫКИ, КИТЫ )
Соединение процесса чтения с пониманием прочитанного.
Учимся читать, играя