Презентация к уроку литературы в 5 классе Учитель: Зуева Надежда Алексеевна МАОУ «СОШ 8» г.Шарыпово, Красноярский край
Русский писатель. Настоящие фамилия и имя – Перовский Алексей Алексеевич. Получил домашнее образование, за 1805– 1807 г. успешно окончил Московский университет, получив степень доктора философских и словесных наук за три лекции (впоследствии изданные отдельной брошюрой), прочитанные на немецком, французском и русском языках.
В Отечественную войну 1812 находился в действующей армии, проявив незаурядную отвагу в боях под Дрезденом и Кульмом. Участвовал во многих сражениях войны (в том числе партизанских отрядах) и заграничного похода под Лейпцигом. С 1816 несколько лет служил чиновником особых поручений при департаменте духовных дел. С 1820 член Вольного общества любителей российской словесности.
После смерти отца поселяется в родовом имении. Именно здесь он начинает писать свои известные произведения. Одно из них - «Чёрная курица, или Подземные жители», сказка, которую Погорельский написал для своего маленького племянника.
Сказку напечатали в 1829 году. Перовский выбрал себе литературное имя – Антоний Погорельский – по названию села Погорельцы на Украине, где писатель долго жил. Погорельский написал сказку для десятилетнего племянника Алёши. Когда этот мальчик вырос, то сделался знаменитым писателем, сам стал автором многих литературных произведений, писал стихи. Среди них – известное стихотворение «Колокольчики мои, цветики степные». Имя этого писателя – Алексей Константинович Толстой. Героя сказки Погорельского тоже зовут Алёшей.
На каком острове в Санкт-Петербурге был мужской пансион, в котором жил Алёша? Как он туда попал?
Каким он был мальчиком? Что скрашивало его одиночество, когда все разъезжались?
Чем привлекал его двор? О чём он мечтал, глядя в круглые дырочки забора?
Почему Алёша больше всего любил чёрную хохлатую курицу?
Как Чернушка была спасена от жестокой и неминуемой смерти? Как этот шаг характеризует Алёшу?
Как курочка решила отблагодарить Алёшу?
Что помешало попасть в подземное царство в первую ночь? Как говорит об этом Чернушка?
Какие опасности подстерегали Алёшу и Чернушку по пути в подземное царство?
Что Алёша узнал о подземных жителях? Кем была Чернушка?
Как был принят Алёша в подземном царстве? Что он просит у короля в награду за спасение Чернушки? О чём он думал, получая конопляное семечко?
Как меняется Алёша? Как принимает хвалу учителей? Почему забыл Чернушку? Почему Алёша ничего не боялся? Когда он вспоминает о Чернушке?
Почему Алёша бросился к учителю? Что он испытывал в этот момент?
Какой проступок совершил Алёша? Почему Чернушка не узнала прежнего Алёшу?
Как вы думаете, раскаялся ли Алёша в содеянном?
Какой урок можно извлечь для себя из этой истории? Волшебная повесть для детей, написанная в 1829 году, о десятилетнем мальчике. Ему преподан хороший урок: он вдруг понял, как это плохо - жить бездумно и желать все получить даром, не трудясь...
Это произведение написано в жанре волшебной повести. Оно прелестно и удивительно в своей непосредственной поучительности и наивности смысла. В нем очень правдоподобно раскрывается внутренний мир ребенка, присутствует ненавязчивая нотка морали и значительная доля юмора и волшебной фантастики. Сказки Антония Погорельского обретают особенный и неповторимый характер, благодаря которому их трудно сравнить с какими-то другими творениями.