К ОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ Выполнил студент группы М Меньшиков В.О.
Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro сбегаюсь, сталкиваюсь) это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.лат. Понятие конкуренции
С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах: Как степень состязательности на рынке; Как саморегулирующий элемент рыночного механизма; Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию Совершенная конкуренция это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной (совершенно заменяемой) продукции. Несовершенная конкуренция в отличии от совершенной ограничена влиянием монополий и государства. Включает в себя следующие модели: монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.
М ОНОПОЛИЯ Монополия предполагает, что одно предприятие является единственным производителем продукции, не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора: они вынуждены приобретать продукцию предприятия-монополиста.
ХАРАКТЕРИСТИКАМ СТРУКТУРЫ РЫНКА ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ 1. Единственный производитель (продавец) конкретного товара или услуги. 2. Не существует близких товаров-заменителей. 3. Отсутствие свободы входа на рынок. 4. Совершенное знание всех субъектов рынка.
М ОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Монополистическая конкуренция это отрасль, в которой действует относительно большое количество фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, между которыми существует ценовая и неценовая конкуренция.
О СНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ 1) Наличие значительного количества в отрасли небольших предприятий-производителей или продавцов. При этом они действуют независимо друг от друга. 2) Производство дифференцированной продукции, когда фирмы выпускают неоднородные взаимозаменяемые товары, способные удовлетворять аналогичные потребности. 3) Небольшая доля отдельных фирм на рынке, а следовательно, очень ограниченные возможности контроля над ценой продукции. 4) Невозможность тайного сговора из-за большого количества предприятий. 5) Отсутствие взаимозависимости между фирмами при установлении цен на рынке. 6) Использование различных форм ценовой и неценовой конкуренции. 7) Возможность сравнительно легкого вступления фирм в отрасль.
О ЛИГОПОЛИЯ Олигополия - это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий. Иногда ее еще определяют как "рынок немногих" или "конкуренцию немногих". Остановимся на наиболее значимых характеристиках олигопольного рынка.
Х АРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ОЛИГОПОЛИИ 1) Немногочисленность фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти (сталелитейная и автомобильная промышленность, производство стройматериалов). 2) Высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны с эффектом масштаба. Кроме эффекта масштаба, олигополистическая концентрация порождается патентной монополией (фирмы «Ксерокс», «Кодак», «IBM»), монополией контроля над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу. 3) Всеобщая взаимозависимость. Каждая из фирм при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
П ОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Конкурентоспособност ь способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Конкурентоспособност ь также определяют как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия и др.
Иерархия понятий конкурентоспособности
И СТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 1. htm 2. konkurenciya-i-ee-priznaki-ravnovesie-v-usloviyax- monopolisticheskoj-konkurencii/ 3. teoriya/konkurenciya.html 4. E%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0 %BD%D1%86%D0%B8%D1%8F&hl=ru&source=lnms &tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwield384aLiAhUlya YKHTdSBBkQ_AUIDigB&biw=1920&bih=969http://investobserver.info/monopolisticheskaya- konkurenciya-i-ee-priznaki-ravnovesie-v-usloviyax- monopolisticheskoj-konkurencii/ teoriya/konkurenciya.htmlhttps:// E%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0 %BD%D1%86%D0%B8%D1%8F&hl=ru&source=lnms &tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwield384aLiAhUlya YKHTdSBBkQ_AUIDigB&biw=1920&bih= teoriya/monopolisticheskaya-konkurenciya.htmlhttp:// teoriya/monopolisticheskaya-konkurenciya.html