Развитие Коммерческой Географии в трудах отечественных ученых

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Коммерческая география. Россия и мировой рынок.
Advertisements

ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИИ ХОЗЯЙСТВА И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ РАЙОНОВ РОССИИ.
Особенности, условия и факторы развития географии в СССР
Lecturer: Farid M.Mammadov Мировая экономика CHAPTER 1.
теория «изолированного государства» Иоганн Тюнен 1826 г -Иоганн Тюнен книга «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной.
МЕТОДЫ ЭКОНОМИКО- ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Доц. Федорцова Тамара Аркадьевна.
"Михаил Васильевич Ломоносов и его значение для экономической географии "
ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» Институт инновационного управления экономикой ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ направление подготовки.
РАЗВИТИЕ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАОНИРОВАНИИ С СЕРЕДИНЫ XIX ПО XX ВЕК ТРИДЦАТЫХ ГОДОВ.
Мировое хозяйство Мировое хозяйство – это исторически сложившаяся система национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими.
11 класс. Тема: Экономика как наука.. Вспомните из курса 10 класса происхождение и значение понятия «экономика».
Квиташ Константин Сергеевич, учитель географии МОБУ СОШ им. А.И. Крушанова.
Посредники международной торговли и их виды Болтнева К. гр.6075.
Урок 1. Предмет экономической и социальной географии мира.
10 класс. Тема: Экономика как наука.. Характеристика экономики как науки Что изучает (предмет экономики); Что изучает (предмет экономики); Каковы задачи,
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
Урок географии в 10 классе. Автор: Карезина Нина Валентиновна, учитель географии МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области.
ПОНЯТИЕ «ГЕОГРАФИЯ» География (от греч. geo «земля» и grapho «пишу») наука, изучающая географическую оболочку Земли, её структуру и динамику, взаимодействие.
География в системе наук: дифференциация и интеграция в географии. Система географических наук
Для современного общества особенно важно внимание к основам культурной и научной традиции. В сегодняшнем мире музеи как хранилища исторического наследия.
Транксрипт:

Первые отечественные работы по коммерческой географии появились позднее - во второй половине XIX в., когда в России в условиях зарождающегося капиталистического рынка наметился быстрый рост промышленности и сельскохозяйственного производства, торговли; стали расширяться хозяйственные связи с другими государствами.

Так, например, первое издание учебника Д.Д. Морева "Очерк коммерческой географии и хозяйственной статистики России сравнительно с другими государствами" относится к 1888 г. (в последующие годы он неоднократно переиздавался). К 1916 г. относится издание учебника Н.Н. Соболева "Коммерческая география России. Очерк хозяйственной статистики и географии России сравнительно с иностранными государствами".

Примерно в это же время с 1863 по 1885 г. под руководством одного из крупнейших отечественных географов - П.П. Семенова-Тян- Шанского выходит пятитомный "Географо- статистический словарь Российской империи", а в период с 1900 по 1911 г. - многотомный труд "Торговля и промышленность Европейской России по районам" под его же редакцией.

Эти учебники и научные труды способствовали формированию взглядов на коммерческую географию как самостоятельное научное направление и учебную дисциплину, нацеленные не только на изучение собственно торговли как вида хозяйственной деятельности, но в более широкой трактовке - на "изучение мест производства главнейших объектов торговли, рынков сбыта в отдельных государствах и всемирных путей сообщения, а равно всего строя хозяйственной жизни народа со своей специальной точки зрения".

Одновременно в России открывались все новые учебные заведения коммерческого профиля - торговые школы, коммерческие училища, курсы коммерческих знаний, высшие коммерческие учебные заведения. К 1911 г. их число достигло 400, а количество учащихся превысило 70 тысяч. В 1906 г. на базе Высших курсов коммерческих знаний был создан Московский коммерческий институт, а в 1908 г. - Киевский коммерческий институт. Позднее аналогичное высшее учебное заведение было открыто в Харькове. В Санкт-Петербурге располагались Высшие коммерческие курсы.

Современные представления о целях и задачах коммерческой географии как научной и учебной дисциплины базируются на новейших достижениях географической науки и позволяют определить ее предмет как изучение территориальной организации производства и рынка товаров и услуг, характера и особенностей формирования внутригосударственных (межрайонных) и внешних (международных) торгово- экономических связей. Если попытаться при этом определить место коммерческой географии в существующей системе географических наук, то, следуя логике структуризации географии, предложенной В.П. Максаковским, ее можно отнести к так называемым пограничным научным направлениям, находящимся на стыке географии (социально-экономическая география) и экономики.

На "экономизацию" географии и "географизацию" экономики применительно к современному этапу развития и взаимоотношения географической и экономической наук справедливо указывают Э.Б. Алаев и А.Г. Гранберг. Это объективный процесс, отражающий прикладной характер "стыковых" дисциплин, их "развернутость" в сторону решения практических задач построения эффективного рыночного хозяйства в России.

Научно-теоретическую и методологическую основу коммерческой географии составляют труды отечественных ученых, работы видных отечественных географов и экономистов П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.Н. Баранского, Н.Н. Колосовского, В.А. Анучина, И.М. Маергойза, Ю.Г. Саушкина, В.П. Максаковского, А.В. Даринского, Ю.Н. Гладкого и А.И. Чистобаева, В.П. Дронова, А.Г. Гранберга и др.