Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр
Актуальность исследования: На пороге нового века проблема коммуникативного развития детей вызывает серьёзную тревогу. Это обусловлено чрезмерной интеллектуализацией воспитания, технологизацией нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Наблюдение за современным ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу Игровая деятельность в младшем школьном возрасте продолжает быть одним из основных видов деятельности и наиболее привлекательным для ребенка, поэтому дидактическая игра является наиболее эффективной и дает большие возможности для реализации педагогических задач в игровой форме.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных способностей младших школьников. Предмет исследования: развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр. Цель: определение условий эффективности развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр
Гипотеза исследования: процесс развития коммуникативных способностей младших школьников будет эффективным, если: 1) будут изучены особенности развития коммуникативных способностей младших школьников; 2) развитие коммуникативных способностей осуществляется поэтапно с использованием дидактических игр.
Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития коммуникативных способностей младших школьников. 2. Изучить средства развития коммуникативных способностей младшего школьного возраста. 3. Выявить уровни развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. 4. Экспериментальным путем исследовать эффективность использования дидактических игр в развитии коммуникативных способностей младших школьников.
Методы исследования: 1. Теоретико-аналитический: анализ психологической литературы по проблеме развития коммуникативных способностей младших школьников. 2. Эмпирические методы: тестирование, наблюдение, беседа, эксперимент. 3. Методы математико-статистической обработки результатов эмпирических данных (χ² - хи-квадрат Пирсона).
Методики исследования: 1. Опросник – тест для педагогов «Оценка коммуникативных умений младших школьников» Н.В.Яковлевой; 2. Тест «Оценка уровня общительности» - модифицированная методика В.Ф. Ряховского; 3. Методика «Незаконченные картины» В.А. Петровского - «Психологическая готовность к организации и установлению позитивных способов отношений»; 4. Диагностика вида эмоциональной эмпатии по отношению к литературному герою (модификация Т.П. Гавриловой).
Исследование проводилось на базе СОШ 21 г.Альметьевск Республики Татарстан. Выборка исследования: Экспериментальная база исследования: две группы детей младшего школьного возраста: экспериментальная (23 человека) и контрольная (22 человек).
Выводы по первой главе: Коммуникативные способности являются неотъемлемой частью конструктивного взаимодействия младших школьников. Структура коммуникативных способностей является своеобразным отражением структуры деятельности и имеет три подструктуры: - гностические способности, т.е. способности понимать других; экспрессивные способности, т.е. способности быть понятым другими, способность к самовыражению; интеракционные способности, т.е. способности адекватно влиять на других. Являясь одним из основных видом деятельности младших школьников, игра позволяет ребенку получать необходимый набор знаний о способах эффективного взаимодействия и их использовании в практике общения. Дидактическая игра отличается от любой другой игровой деятельности тем, что в ней отчетливо видна структура. Ее компоненты должны характеризовать игру как форму обучения, а правила обеспечивают реализацию игрового потенциала. В процессе игры ребенок учиться выстраивать общение со сверстниками и взрослыми, учатся учитывать интересы друг друга, решать конфликтные ситуации. Таким образом, дидактическая игра является эффективным средством формирования коммуникативных способностей младших школьников
Цель программы: Цель программы: средствами дидактических игр способствовать развитию коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста.Задачи: 1. Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений. 2. Создание условий для сплоченности и сотрудничества в детском коллективе. 3. Привитие воспитанникам чувства сопереживания, сострадания и любви к ближнему..
Рис.2.5. Результаты исследования коммуникативных умений младших школьников до и после эксперимента
Рис.2.6. Результаты исследования уровня общительности младших школьников до и после эксперимента
Рис.2.7. Результаты исследования психологической готовности к установлению позитивных способов общения младших школьников
Рис.2.8. Результаты исследования склонности к эмпатии младших школьников экспериментальной группы до и после эксперимента
Выводы по второй главе: Обобщая результаты первоначальной диагностики коммуникативного развития детей, следует констатировать, что у младших школьников наблюдалась недостаточная развитость коммуникативных способностей, что привело к поиску условий для их развития. Для развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста, на формирующем этапе эксперимента был разработан комплекс дидактических игр, направленных на развитие таких коммуникативных способностей как внимательность к собеседнику, интерес к общению, использование невербальных средств общения и интонационных особенностей, сопереживание и умение конструктивно общаться. В ходе реализации формирующего этапа эксперимента были отмечены положительные качественные преобразования в развитии коммуникативных способностей младших школьников экспериментальной группы, о чем свидетельствуют результаты контрольного этапа эксперимента, выразившиеся в качественных и количественных характеристиках. Следовательно, проведенный эксперимент, в ходе которого подобранные с учетом особенностей в развитии коммуникативных способностей дидактические игры обеспечили позитивные преобразования в коммуникативном развитии младших школьников, подтвердил выдвинутое гипотетическое положение. Следовательно, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены.
Спасибо за внимание!