Выполнили студенты ТПУ ИШЭ гр.5А83 Черкашин Д, Коновалов В, Шелковников Н.
"время индивида "время поколения" "время истории"
«Что же такое время? Пока меня не спрашивают о нем, я знаю, когда же просят объяснить, - нет, не знаю; одно не-сомненно, если бы ничего не проходило, не было бы про-шедшего времени, если бы ничего не наступало, не было бы будущего, если бы ничего не происходило, не присутствовало в наличии, не было бы настоящего времени» Св. Августин
Формулировка проблемы времени родилась в недрах онтологического вопроса Аристотеля: «Что такое время?». По свидетельству П. Рикера, «стоит только сформулировать этот вопрос, как тут же дают о себе знать все старые трудности, связанные с проблемой бытия или небытия времени» Онтологический парадокс времени заключается в том, что невозможно ответить как время может существовать, если прошлого уже нет, будущего еще нет, а о настоящем можно сказать лишь то, что его никогда нет и оно проходящее
Философы издавна пытались ответить на поставленный Аристотелем вопрос о существовании времени. Но следует иметь в виду, что однозначного ответа не существует и сегодня. Загадка времени принадлежит к числу «вечных» философских вопросов. Если говорить о времени как единстве трех его модусов (прошлого, настоящего и будущего), то в данном вопросе различные подходы, предложенные философами, можно свести к двум основным концепциям времени Объективные концепции. Сторонники объективных концепций считают, что время является объективной характеристикой внешнего мира, то есть существует независимо от субъекта. Среди античных авторов к их сторонникам можно отнести Аристотеля, Платона, Плотина и представителей позднего неоплатонизма (Ямвлиха, Прокла, Дамаския). При всем разнообразии их взглядов на проблему, можно обнаружить один общий момент: все эти авторы, осмысливая проблему времени, так или иначе, используют для этого категорию вечного. Понятие вечности в философии может использоваться в двух значениях. В первом вечность обозначает бесконечное время, время без начала и конца. Во втором вечность понимается как особый уровень бытия или как его характеристика, своими свойствами прямо противоположная времени. Если во времени все существует в определенной последовательности, и одна часть вещи уже есть, а других еще нет, то в вечности все существует «сразу», совместно, в актуальном единстве; в ней не может быть ничего нового, что еще только должно возникнуть. Субъективная концепция. Согласно Канту, время есть субъективное переживание, но вместе с тем оно выступает априорным условием всякого опыта. Вечность Кант рассматривает как ограниченную снизу (сотворение мира) потенциально бесконечную (или по крайней мере очень длительную) последовательность конечных событий. Все, что имеет начало и происхождение, говорит он, несет на себе признак своей ограниченной природы. Оно должно пройти и иметь конец, но долговечность его может быть столь велика, что по нашим представлениям она близка к вечности.