МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (ФГБОУ «ХГУ им. Н.Ф. Катанова») Институт непрерывного педагогического образования Колледж педагогического образования информатики и права Выпускная квалификационная работа Педагогические условия формирования нравственной культуры личности обучающегося второго класса на уроках литературного чтения Научный руководитель: Миргород Светлана Александровна Выполнила: Пестова Кристина Юрьевна
Объект исследования: формирование нравственной культуры как педагогическая проблема. Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственной культуры личности обучающихся второго класса на уроках литературного чтения. Гипотеза исследования: формирование нравственной культуры обучающихся 2-го класса на уроках литературного чтения будет успешнее, если учитель соблюдает следующие педагогические условия: 1)ориентируется на уровень сформированности нравственных ценностей младшего школьника; 2)использует интерактивные игры, сюжетно-ролевые или дидактические.
Задачи исследования: 1. На основе изучения и анализа психолого – педагогической литературы исследовать теоретические предпосылки формирования нравственной культуры личности младшего школьника. 2. Изучить особенности формирования нравственной культуры личности младшего школьника. 3. Обосновать педагогические условия, способствующие формированию нравственной культуры у младшего школьника, в том числе на уроках литературного чтения. 4. Разработать конспекты уроков литературного чтения для второго класса с использованием интерактивных методов обучения и в ходе опытно – экспериментальной работы подтвердить их влияние на формирование нравственной культуры личности младшего школьника. 5. Составить рекомендации учителю начальных классов по формированию нравственной культуры у младших школьников на уроках литературного чтения.
Нравственность – особая форма общественного знания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. д. (А.С. Воронин) Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. (Словарь Ожегова, «Азъ»)
Культура – (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. (О.Ю.Ефремова)
Нравственное воспитание – формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения. (Педагогический словарь Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров)
Педагогические условия – это совокупность обстоятельств, в которых осуществляется образовательная деятельность, и обстоятельств жизнедеятельности ее субъекта. Те и другие рассматриваются как факторы, способствующие или препятствующие успешности образовательной деятельности. (А.А.Колюжный)
Проведение диагностики уровня нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой во 2А классе на констатирующем этапе
Дидактическая игра «Символы нашей страны» на уроке литературного чтения по теме: «Весна в произведениях С.Маршака, И.Токмаковой, Саши Чёрного и в произведениях живописи И.Левитана».
Сюжетно-ролевая игра «Чтение по ролям» на уроке литературного чтения по теме: «С.Маршак. Двенадцать месяцев».
Интерактивная игра «Вопросы по картинке» на уроке литературного чтения по теме: «С.Маршак. Двенадцать месяцев»
Рисунок 7. Изменения показателей уровней патриотического воспитания обучающихся 2 класса на контрольном этапе
Рисунок 8. Изменения показателей уровней любознательности обучающихся 2 класса на контрольном этапе
Рисунок 9. Изменения показателей уровней трудолюбия обучающихся 2 класса на контрольном этапе
Рисунок 10. Изменения показателей уровней доброты и отзывчивости обучающихся 2 класса на контрольном этапе
Рисунок 11. Изменения показателей уровней самодисциплины обучающихся 2 класса на контрольном этапе
Рисунок 12. Изменения показателей уровней нравственной воспитанности обучающихся 2 класса на контрольном этапе