Тема: Специфика работы тьютора по активизации речевой коммуникации аутичного ребенка в системе инклюзивного образования ВЫПОЛНИЛА : КАЗАКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ ЛИТВИНОВА ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА
Актуальность темы исследования Ежегодно увеличивается количество детей, имеющих проявления аутизма или расстройства аутистического спектра Коммуникационное развитие детей с аутистическими расстройствами крайне затруднено и требует сопровождения Образовательная среда недостаточно адаптирована к коммуникационному развитию детей с аутистическими расстройствами
Исследователи специфики развития детей с аутизмом Е.Р.ЕЕЕЕ Е Е.Р. Баенская В.М. БашинаО.С. Никольская К.С. Лебединская М.М. Либлинг
Инклюзивное образование в ДОУ Система образования подразумевающая равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества.
Тьютор Выстраивает взаимоотношения с ребенком; Внимательно следит за его состоянием и помогает разрешать сложные ситуации; Направляет деятельность ребенка; Использует возможности и ресурсы ребенка для эффективного обучения; Создает обучающие ситуации для развития коммуникации и социализации.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования Объект исследования: особенности речевой коммуникации аутичного ребенка. Предмет исследования: специфика работы тьютора по активизации речевой коммуникации аутичного ребенка в системе инклюзивного образования. Гипотеза исследования: процесс социализации ребенка с аутистическим спектром расстройств будет более успешен при условии специализированной помощи, оказать которую может специалист - тьютор. Цель исследования: изучить особенности специфики работы тьютора по активизации речевой коммуникации аутичного ребенка в системе инклюзивного образования.
База исследования - МАДОУ «Детский сад 57» - комбинированного вида, - сроки проведения исследования - с по г.
Респонденты эмпирического исследования
Методика исследования Методика «Оценка социальных и коммуникативных навыков у детей с аутизмом» (Quill, Bracken, Fair, Fiore, 2002) 1 Формирование социальной ответной реакции 2 Формирование умений выражать просьбы/требования 3 Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события 4 Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы 5 Формирование социального поведения
Уровень коммуникативных навыков испытуемых в начале исследования
План работы с испытуемым Тьютор стал связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса. 1. Оценка и подготовка инклюзивной среды 2. Тьюторское сопровождение ребенка в инклюзивной среде 3. Анализ достигнутых результатов
Методы коррекции Песочная терапия; Сказкотерапия; Театрализованные игры; Фольклор Совместная продуктивная деятельность ( лепка, рисование, конструирование). Сюжетно-ролевые игры ( соответствующие возможностям ребенка); Развитие речи
Сформированные этапы развития коммуникативной речи ребенка
Результаты контрольной диагностики испытуемых
ВЫВОД В системе инклюзивного образования социализация ребенка будет более успешной при специализированной помощи тьютора.