Методика формирования представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра»
Согласно Учебной программе дошкольного образования воспитанники средней и старшей групп должны: иметь представление о смене суток (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»); использовать слова «вчера», «сегодня», «завтра» адекватно ситуации [1, с. 199, 295].
Образовательные задачи методики: формировать представления о временных характеристиках последовательности смены трех суток: «вчера», «сегодня», «завтра»; формировать представления о временной последовательности «было», «есть», «будет»; формировать умение определять и объяснять эти временные последовательности [3, c.78, с.154].
Методы и приемы: 1. Вторая младшая группа введение понятий в пассивный словарь: Общение («А сегодня мы видели…», «Завтра мы будем рисовать…»).
Методы и приемы: 2. Средняя и старшая группы (основа – представления о сутках) введение понятий в активный словарь и закрепление: Опрос («Что ты делал вчера (сегодня)?», «Когда ты ходил в парк?» ).
о сменяемости 3-х суток (3 набора карточек частей суток, предлагается разложить их, чтобы получилось трое суток. Даются пояснения, что как только заканчивается ночь 1-х суток начинается утро вторых суток, те сутки, которые прошли - называются «вчера», а сутки, которые наступают «сегодня». После ночи сегодняшних суток наступают сутки, которые называются «завтра»). Дидактическая игра:
на протяжении 3-х суток о каком-то ярком событии в 1-ый день поход в театр связываем со словом «завтра»: «Мы завтра идем в театр», «Когда мы идем в театр?», «Куда мы идем завтра?»; на 2-е сутки поход в театр связываем со словом «сегодня». На 3-и сутки со словом «вчера»); после усвоения последовательности дней недели «Какой день недели сегодня? Какой был вчера? Какой будет завтра?». Беседа:
с тремя картинками, на одной из которых изображено некоторое событие. Карточка с событием кладется в определенное место («сегодня» в середину, «завтра» справа, «вчера» слева) и выясняется «Когда это происходит?» или дается задание «Положи карточку так, чтобы событие произошло «завтра». Упражнения:
с использованием календаря природы ( «Какая погода была вчера?», «Какой день недели сегодня?», «Какое время года наступит завтра?») Наблюдения:
Г. Сапгир «Сегодня, завтра, вчера»; А. Барто «Чтоб скорей дождаться…»; О. Кригер «Маша» и т.п. Чтение художественной литературы: Просмотр мультфильмов: «Завтра будет завтра» (Из серии «38 попугаев») и т.п.
Список использованных источников: 1. Учебная программа дошкольного образования / Учебное издание. Министерство образования Республики Беларусь. Минск: Национальный институт образования, с. 2.Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных представлений у дошкольников: конспект лекций / Под ред. Будько Т.С.; Брестский государственный университет им А.С. Пушкина Брест : Издательство БрГУ, с. 3. Житко, И. В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения / И. В. Житко. Минск : Нац. Ин-т образования, с. 4.Житко, И. В. Математический калейдоскоп : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / И. В. Житко. 2-е изд., пересм. Минск : Нац. ин-т образования, с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!