Спрос и предложение
Спрос Спрос (Demand, D) – потребность потребителя в каком – либо определенном благе, определенное количество которого он имеет желание и возможность купить в определенное время.Спрос (Demand, D) – потребность потребителя в каком – либо определенном благе, определенное количество которого он имеет желание и возможность купить в определенное время.
Величина спроса- это количество определенного блага (товаров и услуг), которое покупатель готов приобрести (может и хочет) по определенной цене за определенное время.Величина спроса- это количество определенного блага (товаров и услуг), которое покупатель готов приобрести (может и хочет) по определенной цене за определенное время. Величина спроса
Закон спроса Величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена, тем ниже величина спроса, и наоборот.Величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена, тем ниже величина спроса, и наоборот.
Кривая спроса P, тыс.руб Q, шт. P - цена, Q – количество товара или услуг При увеличении цены величина спроса становится ниже и кривая спроса сдвигается влево; при сокращении цены величина спроса увеличивается и кривая сдвигается вправо.
Факторы, влияющие на величину спроса: Увеличение числа покупателей: чем больше покупателей, тем больше величина спроса; Рост доходов покупателей: чем выше доход, тем больше спрос (зависит от типа товара: при повышении дохода «низший» товар не покупают); Изменение цен на другие товары: -товары – субституты (взаимозаменители): рост цен на один товар приводит к увеличению спроса на другой товар; -товары- взаимодополняющие: падение цены одного из них приводит к росту спроса на другой (бензин – автомобили); Предпочтения и ожидания (ожидаемый рост цен на квартиры в следующем году приведет к увеличению спроса на квартиры уже в этом году)
Неценовые факторы спроса: вкусы и предпочтения потребителей число покупателей на рынке цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары изменения в доходе потребителей ожидание будущего изменения цен и доходов
Предложение Предложение (Supply,S)– товары и услуги, которые производители готовы предложить в определенное время при определенных условиях.
Величина предложения Величина предложения – количество конкретного товара (услуги), которое производители хотят и могут предложить для продажи по определенной цене на определенном рынке за определенное время.
Закон предложения Величина предложения находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена, тем выше предложение; чем ниже цена, тем предложение ниже.
Кривая предложения Р,тыс. руб. Q, шт При увеличении цены величина предложения увеличивается и кривая сдвигается вправо; при уменьшении цены величина предложения сокращается и кривая сдвигается влево.
Факторы, влияющие на величину предложения Рост объемов производства за счет появления на рынке новых фирм – производителей; Улучшение условий производства: уменьшение цены факторов производства, усовершенствование технологии, снижение налогов приводят к сокращению затрат и позволяют производить больше при той же цене на готовый товар. Изменение цен на другие товары: - взаимозаменяемые: рост цены на один из них приводит к увеличению его предложения за счет сокращения предложения другого; - взаимодополняющие: рост цены одного из товаров приводит к росту предложения другого. Предпочтения и ожидания: если потребители предпочтут смотреть какой либо – фильм, то производство его на DVD увеличится и кривая предложения сдвинется вправо.
Рыночное равновесие Рыночное равновесие – равенство спроса и предложения на рынке определенного товара. Рыночное равновесие характеризуют два показателя: - равновесное количество – равенство величины спроса величине предложения; - равновесная цена – цена, при которой величина спроса равна величине предложения.
График рыночного равновесия Дефицит – избыток: D S перепроизводство дефицит Р.тыс. руб Q,шт. Рыночное равновесие
Рыночный механизм – автоматическое достижение баланса спроса и предложения, равновесных цены и количества товара. В действии рыночного механизма возможны четыре основные цепочки: 1) Рост спроса рост цен --- рост величины предложения. Кривая D сдвигается вправо. 2) Падение спроса --- падение цен --- падение величины предложения. Кривая D сдвигается влево. 3) Рост предложения --- падение цен ---рост величины спроса. Кривая S сдвигается вправо. 4) Падение предложения --- рост цен --- падение величины спроса. Кривая S сдвигается влево. Рыночный механизм
Цена Цена – пропорция обмена товара на деньги, если цена выражена в деньгах, или альтернативная стоимость, если цена выражена в другом товаре. Функции цены: - информационная- подсказывает наиболее выгодные области деятельности ( пример, рост цены на квартиры говорит производителю, что именно этот товар хочет потребитель); - распределяющая – если доходы неизменны, то цены определяют, сколько каждого товара потребитель может позволить себе приобрести; - стимулирующая – изменение цен побуждает совершенствовать производство и наиболее эффективно использовать ограниченные ресурсы.