Алгоритм разработки адаптированной образовательной программы Подготовила: Бажина М.О.воспитатель МКДОУ «Детский сад 14»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС 174 ДОУ
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Нормативно-правовое обеспечение при организации коррекционной работы в группах компенсирующей направленности дошкольных образовательных учреждений Нечаева.
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Организации деятельности специалистов ПМПк в рамках реализации индивидуального маршрута сопровождения ребенка Кузьмина Елена Сергеевна, старший воспитатель.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные изменения и новации. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья Шуранова.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Пенза, 2014 Порядок организации и осуществления деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
Ресурсный центр психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья г. Котовска.
1 « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» Педагог.
Индивидуальная образовательная программа Рекомендации по составлению.
Организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве г. Москвы Васильева Т.В., заместитель руководителя.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 6 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному.
«Отдельные вопросы реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования» Крестинина И.А., к.п.н., зав.кафедрой специального.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Вариативные модели и формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С.В. Сухова руководитель ТПМПК, учитель-дефектолог высшей квалификационной.
ХОЛОДНИКОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА ЗАВ.ОТДЕЛОМ СПЕЦИАЛЬНОГО(КОРРЕКЦИОННОГО) И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОИРО» Нормативно-правовая база получения образования.
Транксрипт:

Алгоритм разработки адаптированной образовательной программы Подготовила: Бажина М.О.воспитатель МКДОУ «Детский сад 14»

Что такое АОП и АООП? Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии. Родители не обязаны приносить эти рекомендации в детский сад, но если они их принесли и согласны на обучение по АООП, то руководство ДОУ обязано эти рекомендации воплотить в жизнь. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

АООП разрабатывается с учетом: - Федеральногогосударственного образовательного стандарта(Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от ); - Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от ); - Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с УОПриказ Министерства образования и науки Российской Федерации 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от

АОП и АООП: отличия Если в группе один ребёнок с ОВЗ, то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа. Если в детском саду есть группа со схожими нарушениями, например, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата, то для целой группы компенсирующей направленности пишется адаптированная основная образовательная программа, потому что задачи будут для всей группы детей одинаковыми. АОП и АООП – разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и на основе особенностей этих детей разрабатывать адаптированные программы. В группах комбинированной направленности вместе с обычными детьми находятся дети с ОВЗ, поэтому необходимо рассматривать каждого ребёнка индивидуально – для каждого писать адаптированную образовательную программу. Для детей инвалидов соответственно обязательно составляется индивидуальная образовательная программа.

Пока нет единых методических рекомендаций по составлению адаптированной образовательной программы дошкольного образования, поэтому на сегодняшний день составление адаптированных программ вызывает серьёзные затруднения. На конец 2017 года было разработано и вынесено на обсуждение девять примерных адаптированных основных образовательных программ для разных категорий детей:

9 примерных АООП для глухих детей; для слабослышащих детей; для слепых детей; для слабовидящих детей; для детей с тяжёлыми нарушениями речи и общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим нарушениями речи; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата для детей с задержкой психического развития; для детей с умственной отсталостью разной степени тяжести; для детей с расстройствами аутистического спектра.

Пока эти девять примерных АООП не приняты, источниками для разработки адаптированных программ в ДОУ служат: Федеральный закон ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС ДО; основная образовательная программа дошкольного образования; примерная АОП ДО; ОП ДО для детей с ОВЗ; программно-методические и методические пособия для дошкольного образования; авторские образовательные программы дошкольного образования.

Примерная основная образовательная программа была одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 20 мая 2015 года. В ней прописаны коррекционная и инклюзивная составляющие. К этой программе можно обращаться, так как она разработана как рамка для всех детей. При разработке адаптированных образовательных программ также можно обращаться к Сан Пин, так как здесь указано рекомендуемое количество детей с ОВЗ в группах компенсирующей и комбинирующей направленности. Например, рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет соответственно, не должно превышать:

для детей с тяжелыми нарушениями речи – 6 и 10 детей; для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет – 12 детей; для глухих детей – 6 детей для обеих возрастных групп; для слабослышащих детей – 6 и 8 детей; для слепых детей – 6 детей для обеих возрастных групп; для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием – 6 и 10 детей; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 6 и 8 детей; для детей с задержкой психического развития – 6 и 10 детей; для детей с умственной отсталостью легкой степени – 6 и 10 детей; для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет – 8 детей; для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет – 5 детей; для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) – 5 детей для обеих возрастных групп; для детей с иными ограниченными возможностями здоровья – 10 и 15 детей.

АООП: алгоритм проектирования и реализации. Подготовительный этап Запрос родителей (законных представителей) Сведения о предшествующей образовательной, диагностической работе Информация о соматическом здоровье (при согласии родителей), личностных особенностях ребенка Информация об актуальной коррекционно-развивающей работе, дополнительном образовании Информация об актуальной социальной ситуации развития ребенка Сбор информации о ребенке Познавательная сфера (включая интересы и мотивацию) Коммуникативная сфера Регуляция поведения и деятельности Эмоционально-личностная сфера Предпосылки формирования учебных навыков и учебного поведения (пространственные представления, элементарные математические представления, речь) Диагностика

АООП: алгоритм проектирования и реализации. Аналитический этап Заключения и рекомендаций ПМПК Рекомендаций Индивидуальной программы реабилитации и абилитации обучающегося, имеющего статус «ребенок-инвалид» Других документов, описывающих актуальное состояние ребенка, направления коррекционной работы (характеристики) Анализ документации Требований к созданию специальных образовательных условий для определенной категории обучающихся(кадровых, материально- технических, содержания образования, других) необходимых и достаточных специальных образовательных условий для отдельного обучающегося, ориентированных на его возможности и особые образовательные потребности Анализ требований ФГОС ОВЗ Кадровых, материально-технических, организационных, информационных, программно-методических Оценка возможностей ОО в создании специальных условий для группы обучающихся категории (одного обучающегося с ОВЗ/инвалидностью) Анализ имеющихся ресурсов

АООП: алгоритм проектирования и реализации. Разработка Результатов реализации АООП Возможных рисков Прогноз Структурных компонентов АООП Образовательного процесса на различных уровнях(вся образовательная организация – СП – класс/группа - обучающийся) Психолого-педагогического и методического сопровождения реализации АООП Форм и критериев мониторинга образовательного процесса, специальных образовательных условий Проект Организация деятельности специалистов по написанию разделов Программы Организация взаимодействия с родителями Привлечение «внешних» ресурсов Разработка

Рекомендации к структуре Программы Целевой компонент Содержательны й компонент Организационны й компонент

Рекомендации к структуре Программы коррекционной работы АООП Целевой компонент Актуальность и инновационная составляющая программы для конкретной образовательной организации Цели, задачи, принципы реализации коррекционной работы для категории обучающихся с ОВЗ Особые образовательные потребности обучающихся Направления реализации Программы коррекционной работы Планируемы е результаты Программы коррекционной работы

Рекомендации к структуре Программы коррекционной работы АООП Содержате льный компонент Календарно-тематические планы, система оценки динамики освоения Программы по направлениям: специальная поддержка и психолого- педагогическая поддержка Направления коррекционной работы в деятельности учителя: использование специальных технологий, методов, приемов, форм организации учебной деятельности

Рекомендации к структуре Программы коррекционной работы АООП Организаци онный компонент Формы реализации Программы коррекционной работы в образовательной организации Механизмы реализации Программы коррекционной работы Система мониторинга эффективности реализации Программы Условия, созданные в образовательной организации: кадровые, материально-технические, программно-методическое обеспечение

На сегодняшний момент педагоги должны быть готовы к возможной реализации вынесенных на обсуждение адаптированных основных образовательных программ, научиться рассчитывать количество, понимать, как работает дефектолог, логопед или специальный психолог, как определять его нагрузку, как организовать логистику этой работы с тем, чтобы специалист не сбежал из-за перегрузки или отсутствия заработной платы. Это всё необходимо продумать уже сейчас.