I. Индивидуальный контроль качества - до конца ХIХ в. II. Цеховой контроль качества - начало ХХ в. III. Приемочный контроль качества - 30-ые г.г. IV. Статистический контроль качества ые г.г. V. Комплексное управление качеством. VI. Обеспечение качества на основе ИСО Эволюция подходов к проблеме качества
Один работник (группа) отвечает за качество изделия; Переход от ремесленничества к индустр. подходу; Сопоставление конкретных результатов с заданной моделью. Индивидуальный контроль качества
Развитие промышленного производства; Внутрипроизводственное разделение труда (распределение функций и Ответственности между рабочими, мастером или рук. цеха); Определение границ допусков (нижняя, верхняя); Цеховой контроль качества
Обособление технического контроля от производственных операций; Формирование служб технического контроля; Подчинение службы руководителю предприятия; Приемочный контроль качества
внедрение статистического метода контроля с использованием контрольной карты (Шухарта) с границами регулирования; переход от сплошного контроля к выборочному. Статистический контроль качества 60-ые годы планирование и координация работ в области качества всех подразделений; разработка нормативных и организационных документов по качеству; работа с поставщиками в области качества; анализ надежности изделий и причин их дефектов и отказов; разъяснение требований к качеству продукции; выработка критериев оценки качества труда; разработка специальных методов обеспечения качества (включая статистические); сбор и анализ информации о качестве продукции от потребителя и др. служба качества выделена как самостоятельное подразделение и подотчетна только высшему руководству. Статистический контроль качества
1. ЯПОНИЯ -деятельность в области управления качеством продукции начала активно производиться после Второй мировой войны; -управление качеством стало национальной идеей; -высокий уровень государственного регулирования (30 законов по безопасности продукции качеству, защите прав потребителей и др.); -жесткая система сертификации; -контроль качества экспортной продукции; -широкая общественная поддержка идей управления качеством продукции. a) (Японская Ассоциация по стандартизации, Японский союз научно- технических работников др.); b) присуждение премий Деминга; c) ежегодные месячники качества; d) ежегодные национальные и международные конференции по качеству; e) развитие движения "кружков качества"; f) массовая информация и пропаганда идей качества; g) широкое развитие обучения TQM; h) ежегодно публикуются книг по проблемам качества; i) тираж каждого из 3-х ежемесячных журналов достигает экземпляров; j)в 23-х отраслях экономики внедрены принципы TQM. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ (1)
2. ГЕРМАНИЯ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ (2) 1. На всех передовых предприятиях внедрены эффективные системы управления качеством продукции. ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ Политика в области персонала Политика в области финансов Политика в области качества Политика в области сбыта Политика в области закупок 3. ИСО стали основой для СМК. Около предприятий имеют сертификаты на СМК. 4. QS 9000 нашел применение не только в автомобильной промышленности Германии. 5. Стандарты VDA 6 приняты автомобильной промышленностью 2.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ (3) 1. QS 9000 разработан знаменитой детройтской "большой тройкой": "Крайслер", "Форд", »General Motors"; 2. К нему присоединились 5 крупных американских производителей грузовиков; 3. QS 9000 с 1997 г. обязателен для поставщиков этих компаний. Развивает новые принципы отношений между предприятиями и их поставщиками; 4. QS 9000 разработан на основе ИСО QS 9000 отличается от ИСО 9000 тем, что отношения с поставщиками строятся не на основе многократных проверок продукции, а на основе проверок процессов производства и систем качества, что ведет к предотвращению выпуска несоответствующей продукции. 3. США
1). Всеобщий менеджмент качества (начало Шухарт, Деминг, Джуран, Фейгенбаум, Исикава и др.) наибольшее распространение получил в США, ФРГ, Великобритании, Швеции, Японии, Южной Кореи, Тайвани. 2). При наличии общих подходов, в каждой стране концепция трактовалась по-своему: -США, Европа - основной упор в TQM делался на культуре производства; -в Юго-Восточной-Азии – на статистических методах и групповой деятельности в области качества. I – этап 3). Западные компании разрабатывали элементарные модели TQM на собственном опыте и опыте других фирм. Это модели первого поколения (Т.Конти) –они не имели надлежащей структуры; -состояли из наборов фактов и характеристик (ключевые элементы TQM). II – этап - Учреждение национальной премии качества США им. М.Болдриджа, - Принятие стандартов ИСО серии 9000, - TQM и стандарты ИСО серии 9000 дополняют друг друга (стандарты ИСО- указ, что делать; TQM – как делать). ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРИНЦИПОВ CMK (TQM)
14 ПРИНЦИПОВ ЭДВАРДА ДЕМИНГА 1. ПОСТОЯНСТВО ЦЕЛИ 2. НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 3. ПОКОНЧИТЕ С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ МАССОВОГО КОНТРОЛЯ 4. ПОКОНЧИТЕ С ПРАКТИКОЙ ПОКУПОК ПО САМОЙ ДЕШЕВОЙ ЦЕНЕ 5. УЛУЧШАЙТЕ КАЖДЫЙ ПРОЦЕСС 6. ВВЕДИТЕ В ПРАКТИКУ ПОДГОТОВКУ И ПЕРЕПОДГОТОВКУ КАДРОВ 7. УЧРЕДИТЕ "ЛИДЕРСТВО" 8. ИЗГОНЯЙТЕ СТРАХИ 9. РАЗРУШАЙТЕ БАРЬЕРЫ 10. ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ПУСТЫХ ЛОЗУНГОВ И ПРИЗЫВОВ 11. УСТРАНИТЕ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ НОРМЫ И ЗАДАНИЯ 12. ДАЙТЕ РАБОТНИКАМ ВОЗМОЖНОСТЬ ГОРДИТЬСЯ СВОИМ ТРУДОМ 13. ПООЩРЯЙТЕ СТРЕМЛЕНИЕ К САМООБРАЗОВАНИЮ 14. ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ДЕЛУ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ДЕЙСТВЕННОСТЬ ВЫСШЕГО РУКОВОДСТВА
НПУ A (act) Действуйте P (plan) Планируйте С (check) Проверяйте D (do) Делайте Цикл PDCA
КАОРУ ИСИКАВА Качество продукции улучшается и становится стабильным, число дефектов снижается; Надежность товаров повышается; Затраты снижаются; Объем выпуска продукции увеличивается; Отходы и переделки сокращаются; Разрабатываются и улучшаются технические приемы; Расходы на проверки и испытания снижаются; Контракты на поставку становятся более рациональными КАЧЕСТВО ВАЖНЕЕ, ЧЕМ КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПРИБЫЛЬ!
КАОРУ ИСИКАВА Рынок продаж увеличивается; Улучшаются взаимоотношения между подразделениями; Уменьшается количество неверных данных и сообщений; Дискуссии ведутся более свободно и демократично; Совещания проводятся более организованно; Ремонт и установка оборудования осуществляются более рационально; Человеческие отношения улучшаются КАЧЕСТВО ВАЖНЕЕ, ЧЕМ КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПРИБЫЛЬ! (продолжение)
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА TQM НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ В МИРЕ -круг Деминга; -семь простых статистических методов; -концепция "Точно- вовремя" (just- in- time); -развертывание функции качества (QFD); -анализ видов и последствий потенциальных отказов (FMEA); -методы экспериментального проектирования Тагути; -программа "ноль дефектов" (NZ); -группы качества; -формирование корпоративной культуры; -реинжениринг процессов; -поддержка жизненного цикла продукции (GALS); -бенчмаркинг; -модели делового сотрудничества и др.
Эволюция системно-комплексного управления качеством на предприятиях СССР (1) Наименование системы Год создания Цель управления Объект управления Показатели управления Отличительные особенности 1
-ориентация деятельности предприятия на потребителя; -производственные отношения между работниками рассматривается как отношения между потребителем и поставщиком; -непрерывное совершенствование производства в области качества; -комплексное решение проблем обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла продукции; -повышение роли человеческих ресурсов (культура производства, стиль руководства, отношение работников к труду и др.); -вовлечение всего персонала; -непрерывное повышение компетентности работников; -не выявления, а предупреждение несоответствий; -обеспечение качества – как непрерывный процесс; -оптимизация соотношения "качество –затраты -время"; -непрерывное улучшение качества. Эти принципы определяют идейное содержание философии TQM. ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ TQM
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА TQM НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ В МИРЕ -круг Деминга; -семь простых статистических методов; -концепция "Точно- вовремя" (just- in- time); -развертывание функции качества (QFD); -анализ видов и последствий потенциальных отказов (FMEA); -методы экспериментального проектирования Тагути; -программа "ноль дефектов" (NZ); -группы качества; -формирование корпоративной культуры; -реинжениринг процессов; -поддержка жизненного цикла продукции (GALS); -бенчмаркинг; -модели делового сотрудничества и др.