1
Переход от мануфактурного к фабричному производству и изобретение парового двигателя обеспечили технический прорыв в развитии промышленности. Суть нового этапа технического прогресса, который начался в первой половине 19 века, состояла в создании машин с помощью машин. Таким образом, в промышленности одной из главных отраслей стало машиностроение. 2
Изготовление машин требовало много металла, поэтому металлургическая промышленность начала совершенствоваться. Английский инженер Генри Бессемер изобрел вращающуюся печь конвертер для производства чугуна, железа и стали, а французский инженер Пьер Мартен печь для изготовления стали высокого качества. Самостоятельной отраслью стала химическая промышленность. Значительными были достижения в текстильной промышленности. Благодаря механизированному нанесению рисунка на ткань вместо 50 рабочих эту работу стали выполнять двое. Генри Бессемер Пьер Мартен 3
Примером технического прогресса в первой половине XIX в. Стали изменения в книгопечатании. Сначала для печати использовали ручной станок. Со временем он уступил место механическому, который также постоянно совершенствовался. Так, в 1816 году в Лондоне печатали 1100 экземпляров газеты « Таймс » в час, а в 1850 году уже 10 тысяч. « Таймс ». Июль 16, 1816 г. 4
Быстрыми темпами развивался транспорт. Основным средством передвижения по суше стали железные дороги. На морях парусники постепенно были вытеснены пароходами. В 1807 г. был испытан первый пароход Роберта Фултона. В начале XIX в. в США и Англии появились первые автомобили с паровым двигателем. Скорость их движения в Англии ограничивалась 4 км / ч. Роберт Фултон
Паровые машины нашли применение в сельском хозяйстве. В 40- е гг. XIX в. в Англии появились первые паровые молотилки, а спустя некоторое время и паровые плуги. Вскоре они получили распространение в других странах. Начали совершенствоваться и средства связи. Быстро обрели популярность созданные в 1836 г. американским изобретателем Сэмюэлом Морзе телеграфный аппарат и код ( азбука ) Морзе. Сэмюэл Морзе 5
Развитие мировой торговли способствовало сооружению каналов. Крупнейшим из них стал Суэцкий канал, строительство которого в 1859 г. начал французский инженер Фердинанд Лессепс. Через десять лет оно было окончено. Свидетельством успехов новой техники стали железнодорожные туннели. В 1843 г. завершилось строительство такого туннеля под Темзой. Начали совершенствоваться конструкции мостов. В гг. в Англии инженер Томас Телфорд возвел первый железнодорожный висячий мост. Фердинанд Лессепс Томас Телфорд 6
Достижения научной мысли второй половины XIX в. ускорили развитие новой техники и технологий. На передний план вышли электроэнергетика, машиностроение, металлургия, горная, химическая промышленность, транспорт. Настоящим прорывом в энергообеспечении промышленного производства и транспорта стало получение электроэнергии в больших объемах с помощью динамо - машин, первые образцы которых появились в 70- е гг. XIX в. 7
Событием мирового значения стало появление нового класса моторов, сконструированных немецкими изобретателями Николаусом Отто и Рудольфом Дизелем. Эти компактные высокоэкономичные двигатели, работающие на жидком топливе, быстро нашли применение при создании первого автомобиля Готтлиб Даймлера и Карла Бенца, первого самолета братьев Райт и первого дизельного локомотива компании « Клозе - Шульцер ». Николаусом Отто Рудольф Дизель Готтлиб Даймлер Карл Бенц 8
В металлургии важнейшими техническими изобретениями начала XX в. стали конвертерный способ выплавки стали из чугуна, выплавка высоко углеродной стали и различных ферросплавов в дуговых, а затем в индукционных электропечах, а также получение алюминия и меди методом электролиза. В 1891 г. в Германии был запущен первый прокатный стан, приводимый в движение электромоторами. В обработке металлических изделий начали использовать электро - и газосварку. В горной отрасли получили распространение буровые устройства и дисковые врубовые машины с электрическим приводом. Промышленное введение крекинг - процесса разложение сырой нефти на разные фракции под воздействием высокого давления и температуры позволило получить значительные объемы легкого жидкого топлива, прежде всего бензина, необходимого для автомобильной промышленности. 9
Ускоренное внедрение в производство новой техники сопровождалось ростом предприятий и переходом их на выпуск массовой стандартизированной продукции. Основной технологией стало конвейерное производство. Его суть заключалась в том, что рабочие механизмы и рабочие места в соответствии в технологическим процессом делились на ряд непрерывно осуществляющихся простых операций. Впервые в полном объеме подобная технология была применена на автомобильных заводах Генри Форда. Кроме того, в начале XX в. обычным явлением стали телефон, который изобрел Александр Грем Белл в 1876 г., фонограф, радиоприемник, кино, электрическое освещение улиц и домов. В 1881 г. появился трамвай, а вскоре и метро. Генри Форд Александр Грем Белл 10