Федеральные государственные образовательные стандарты
Определение ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
фото Ст ФЗ устанавливает базовые требования к ФГОС, которые обеспечивают 1) единство образовательного пространства РФ; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения
фото Структура стандарта представляет собой три группы требований 1) требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Согласно 273-ФЗ Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством РФ (Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»).
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО). ФГОС ООО утвержден приказом Минобрнауки России от г В дальнейшем приказами Минобрнауки России от г. 1644, от г в ФГОС ООО вносились изменения и дополнения, следовательно, при работе с ФГОС ООО необходимо руководствоваться актуальной редакцией документа.
Какова цель введения ФГОС ООО? Главная цель введения ФГОС ООО заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. В соответствии со Стандартом на ступени основного общего образования осуществляется: - Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся, - Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, - Духовно-нравственное развитие и воспитание детей, - Укрепление физического и духовного здоровья детей.
Чем отличается новый стандарт от предыдущих? Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на запрос личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования. Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий это отличие в их структуре.
Что является отличительной особенностью ФГОС ООО? Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени основного общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
Что лежит в основе ФГОС ООО? В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям многонационального российского общества, - определение путей и способов достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся, - развитие универсальных учебных действий у обучающихся, - учёт индивидуальных качеств, возрастных и психологических особенностей детей, - обеспечение преемственности всех ступеней образования, - разнообразие видов и форм деятельности, обеспечивающих творческий рост ребёнка, - гарантированность достижения планируемых результатов обучения.
Какие требования выдвигает новый ФГОС ООО? Стандарт выдвигает три группы требований: 1) Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования. Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, учебный план, учитывая, в том числе запросы и пожелания родителей школьников. 2) Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов: - личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.); - метапредметных (универсальные учебные действия); - предметных (система основных знаний). 3) Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям.
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает ФГОС ООО? ФГОС ООО устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших ООП ООО: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Каковы сроки внедрения ФГОС ООО? Согласно Распоряжению Правительства РФ от р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы» обучение по ФГОС ООО в пилотных школах (по мере готовности, на основании критериев готовности) началось с 1 сентября 2012 года. Обязательное введение ФГОС ООО во всех школах Российской Федерации осуществлено с 1 сентября 2015 года – все учащиеся 5-х классов перешли на обучение по ФГОС ООО.