1.Обратные тригонометрические функции. Вычислите: arctg 1 + arctg 2 + arctg 3. Решение. Стоит только нарисовать клеточный фон (рис. 1), как задание выполняется.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Координатный метод Геометрия Подготовила Глазкрицкая Светлана Геннадьевна.
Advertisements

Геометрические места точек Геометрическим местом точек (ГМТ) называется фигура, состоящая из всех точек, удовлетворяющих заданному свойству или нескольким.
Если все стороны многоугольника касаются окружности, то окружность называется вписанной в многоугольник, а многоугольник - описанным около этой окружности.
Геометрия глава 2 Треугольники Геометрия глава 2 Треугольники Подготовил Пикуло Владислав ученик 9 класса СПб лицей 488 ( учитель Курышова Н.Е. )
Геометрические места точек Геометрическим местом точек (ГМТ) называется фигура, состоящая из всех точек, удовлетворяющих заданному свойству или нескольким.
Презентация на тему: Выполнила: учитель Маркова Т.Г. МОУ Терсенская СОШ.
Признаки подобия треугольников Г- 8 урок 1. Устно:
ГЛАВА 3 ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ. §1. Прямая на плоскости. Различные виды уравнений прямой на плоскости. Пусть имеется прямоугольная система координат.
Карточки - задания по теме "Конус"
Понятие движения. автор: Ансимов Николай 9 «А» класс.
Презентация урока для интерактивной доски по алгебре (11 класс) на тему: Готовимся к ЕГЭ-2015 по математике. Решение второй части ЕГЭ-2014 (основная волна)
Сфера Сфера и шар Сферой называется поверхность, состоящая из всех точек пространства, расположенных на данном расстоянии от данной точки. Данная точка.
Теорема Чевы. Замечательные точки треугольника. Семенова Анастасия 8 « Б »
Вписанная окружность. Определение: о кружность называется вписанной в треугольник, если все стороны треугольника касаются окружности. На каком рисунке.
Разбор заданий второй части Репетиционный ЕГЭ-2012 «Содружество школ ЮАО г. Москвы» РЕПЕТИЦИЯ
Методы решений заданий С5 (задачи с параметром) Метод областей в решении задач.
Теорема косинусов. Цель сформулировать теорему косинусов через решение задач, научиться использовать ее при решении задач, в том числе практического характера.
Если расстояние от центра окружности до прямой равно радиусу, то прямая и окружность имеют только одну общую точку. r H M O.
Решение задач части С (планиметрия). Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа 7 г.о. Тольятти учитель математики высшей.
Геометрия владеет двумя сокровищами. Это теорема Пифагора и деление отрезка в крайнем и среднем отношениях. Первое сравнимо с мерой золота, второе же больше.
Транксрипт:

1.Обратные тригонометрические функции. Вычислите: arctg 1 + arctg 2 + arctg 3. Решение. Стоит только нарисовать клеточный фон (рис. 1), как задание выполняется практически устно. ВАМ, arctg 2 =, arctg 1 =BAC ( BAC острый угол прямоугольного равнобедрен­ного треугольника AВС). Ответ: Вычислите: Решение. Поскольку arctg =CAD (рис. 2), arcctg 5 = BAD, а угол ВАС острый в прямоугольном равнобедренном Ответ: треугольнике АВС, то arctg 3 = В этом пункте мы хотели бы рассмотреть несколько задач, связанных с вычислением значений выражений, содержащих обратные тригонометрические функции. ЗАДАЧА 1. ЗАДАЧА 2.

Вычислите: Решение. Если использовать понятия косинуса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника, теорему Пифагора и свойство биссектрисы треугольника, то задача решается почти мгновенно. На рис. 3 изображен треугольник АВС,, в которомACB = 90°, ВС = 5, АВ = 13 и ВМ - биссектриса угла АВС. Следовательно, МС = 5х, АМ= 13х и АС= 12, отсюда. Тогда Вычислите Решение. Рассмотрим равнобедренный треугольник АBС, где АB=BС=41, ВМАС,ВМ=40,CNAB (рис.4). Отрезок AM согласно теореме Пифагора имеет длину, равную 9. Видно, что Воспользовавшись подобием прямоугольных треугольников ANC и AMB, найдем ЗАДАЧА 3. ЗАДАЧА 4.

2. Алгебраические выражения. Часто в алгебре встречаются задания, в которых по заданным условиям на переменные, необходимо найти значение некоторого выражения, содержащего их. ЗАДАЧА 5. Из условий, и для положительных х, у и z, не вычисляяих значений, указать значение выражения Решение. Привычное задание решить систему уравненийу учащихся затруднений не вызывает. Однако в данном случае нужно, не решая систему, ответить на вопрос, чему равно значение выражения ху + yz. По теореме, обратной теореме Пифагора, числа х, у и z являются соответственно длинами катетов и гипотенузы треугольника ABD с прямым углом D. А, рассмотрев второе уравнение системы, можно сделать вывод, что у, z и 4 также есть соответственно длины катетов и гипотенузы треугольника BCD с прямым углом D (рис. 6). Третье уравнение системы разрешает утверждать, что число у есть среднее пропорциональноечисел х и z, и по теореме, обратнойтеореме о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике, угол АВС прямой. Теперь рассмотрим выражение ху + yz. Примечание. Для данной системы уравнений задания могут быть и другие. Например, найти значение выражения х + у + z или в каком отношении находятся числа х и у; z и у; х + z и у. Ответ: 12

. Для положительных х, у и z из условий не находя значения х, у и z, вычислите значение выражения ху + уz + zx. Решение. Запишем три условия задачи в виде системы уравнений По теореме, обратной теореме, Пифагора, числаи 5 являются длинами соответственно катетов и гипотенузы треугольника АОС с прямым углом АОС. Числа х, Задача 6. и 13 есть длины сторон треугольника АОВ с углом АОВ, равным 135°. Этот вывод можно сделать, используя теорему, обратную теореме косинусов. Аналогично, x, и 12 есть длины сторон треугольника ВОС с углом ВОС, равным 135°. На рис. 8 изображены эти треугольники. Поскольку = 13 2, то в треугольнике АВС ACB = 90°. Теперь найдем площади треугольников АОВ, АОС, ВОС, АВС. Видно, что значение выражения ху + yz +zx равно учетверенной площади треугольника ABC.Итак, xy+yz+zx =120 Ответ:120

ЗАДАЧА 7. Для положительных х, у и z, не вычисляя их значения из системы уравнений определите величину ху + 2уz + Зxz. Рассуждая так же, как и в задаче 8, получаем (рис. 9): Так как площадь треугольника AВС равна 6, то Ответ:

3. Системы уравнений. Решению систем уравнений в алгебре отводится достаточно большое внимание. О ни встречаются и в Поэтому, тем более, интересен такой нестандартный подход к решению некоторых с истем уравнений, рассмотренных в этом пункте. ЗАДАЧА 8. Имеет ли система уравненийрешения для х > 0, у > 0 и z> 0? рис.10 Допустим, что есть такая тройка положительных чисел х, у и z, удовлетворяющая каждому уравнению данной системы. Тогда возможна ее геометрическая интерпретация, как в задаче 8 (рис.10). Но такого треугольника АВС не может быть, так как не выполняется неравенство треугольника. Значит, система не имеет решений. Примечание. Для положительных x,y и z данная система имеет решение, если в правой части третьего уравнения поставить число из промежутка (1; 25). Ответ: нет решений. вариантах ЕГЭ.

то Решите систему уравнений Решение. Нетрудно убедиться, что х и у положительны. Поскольку числа у,и х являются длинами соответственно катетов и гипотенузы треугольника АВС с прямым углом АСВ (рис. 11). Площадь этого треугольника 24 кв. ед., а его периметр 24 ед. Поэтому радиус окружности, вписанной в треугольник АВС, равен 2. Так как длина гипотенузы АВ равна сумме длин катетов АС и ВС без удвоенной длины радиуса вписанной в треугольник окружности, то Из второго уравнения системы получаем х = 10. Значит, у = 6 или у = 8. Ответ: (10; 6), (10; 8). ЗАДАЧА 9.

ЗАДАЧА 10. Решите систему уравнений Решение. Первое уравнение системы задает плоскость, второе сферу. Если их изобразить, то очевидно, что 0

ЗАДАЧА 11. Решите систему уравнений Решение. Уравнение x+y+z=3 - есть уравнение плоскости (рис. 12), пересекающей оси прямоугольнойдекартовой системы координат в, А(3;0;0), B(0;3;0), С(0; 0; 3). Уравнение есть уравнение сферы с центром в точке O(0; 0; 0) и радиусом R, равным Вычислим расстояние от точки О до плоскости AВС. Для этого рассмотрим тетраэдр ОАВС. Объем V тетраэдра равен где H=OD (D центр треугольника АВС). Этот объем можно найти иначе: Приравняви, получаем H=. Э то означает, что расстояние от точки О до плоскости А ВС равно радиусу с феры, а значит, плоскость касается сферы. Следовательно, точка касания является центром треугольника АВС. П оскольку D(x; у; z) центр равностороннего треугольника АВС, где А(3; 0; 0), В(0; 3; 0),С(0;0;3), то x=y=z. Заменив у и z на х в уравнениях данной системы, получаем x=1. Ответ: (1; 1; 1).

ЗАДАЧА 12. Решите систему уравнений Решение. Рассмотрим слагаемые левой части второго уравнения: Пусть это расстояние между точками М(х; у) и A(2;-1). Допустим, что это расстояние между точками М (х;у} и В(10; 5). Найдем расстояние между точками А(2; -1) и В(10;5): Итак, второе уравнение системы можно интер­претировать как равенство AM + ВМ = АВ. Это дает нам право утверждать, что точка М принадлежит отрезку АВ, т.е. 2 х 10 и -1 у 5 Составим уравнение прямой АВ, проходящей через точки А(2; -1) и B(10; 5). и Отсюда т.е., или Зх 4у = 10. Запишем новую систему: Значит, х = 6 и у = 2. Ответ: (6; 2).

4. Аналитический способ решения. Рассмотрим аналитический способ решения некоторых задач, рассмотренных выше, чтобы была возможность убедиться в том, что геометрический подход дает более быстрое, а главное, красивое решение этих задач. ЗАДАЧА 1. Рассмотрим аналитический способ решения. Решение. Обозначим: где Найдем Таким образом, учитывая условие, что получим, что k=1 и т.е. Ответ: ЗАДАЧА 2. Решим систему аналитически: Решение: Обозначим уравнение - (1),

уравнение - (2). Заметим, чтоа Сделаем замену тогда уравнение (2) системы запишется в виде: Возведем обе части уравнения в квадрат, получим: Сделаем обратную замену: Получим систему: Поскольку мы не следили за равносильностью переходов, сделаем проверку: (1) -(2) - Ответ: (6;2).