Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.
Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях и имеет довольно сложную структуру. Наука как система знаний - совокупность упорядоченных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности. В основу понятия «система» положена мысль о том, что все предметы, процессы, явления в мире взаимосвязаны и взаимодействуют, поэтому наука как система представлена: в форме общественного сознания, которое отображает смысл человеческого бытия, куда входят науки о природе, обществе и человеке в форме общественной практики, которая включает методологию, теории, информацию и научные структуры
Наука - сфера исследовательской деятельности, которая направленная на получение новых знаний о природе, обществе и человеке. Уровни науки как системы знаний эмпирический научный факт, зависимости, эмпирические обобщения, данные наблюдений теоретический понятия, категории, принципы, законы, гипотезы, теории метатеоретический научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования
По непосредственному отношению к практике выделяют два основных типа научных исследований: фундаментальные и прикладные. Фундаментальные - это исследования, ориентированные на приращение предметного знания, фиксируемого в форме законов. Разделяют два типа фундаментальных исследований: первый - выявление основных фундаментальных законов в развитии и познании действительности; понять, как устроена исследуемая реальность. Второй тип - выявить, как фундаментальные знания могут применяться для решения прикладных разработок. Прикладные - это исследования, ориентированные на приращение знания, используемого для решения конкретных практических задач. наука культура познание природа
Основная функция науки состоит в производстве новых знаний об окружающем мире. Эти знания необходимы для того, чтобы в первую очередь объяснить факты, с которыми приходится постоянно встречаться в разных сферах Наиболее значимые функции: познавательная объяснительная практическая мировоззренческая технологическая Познавательная (гносеологическая) функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания.
Наука выполняет в обществе функции: социальной памяти как «накопления - сохранения - трансляции» опыта предыдущих эпох гносеологическую (познавательную), что обеспечивает обществу необходимые знания для правильного решения поставленных проблем нормативную, что устанавливает, организует и регулирует отношения между научными структурами с помощью систем и норм, правил этики коммуникативную, что реализуется с помощью научного языка как понятного и важного средства общения аксиологичную (ценностную), что формирует в обществе ценностные ориентации, которые направляют результаты научных открытий на благо человечества; креативную (творческую), что реализуется с помощью создания мощного, интеллектуального потенциала человечества; воспитательную, что разрешает повысить уровень образованности в обществе. Процесс накопления таких знаний называется научным познанием.
Помимо чувств и разума, признанных наукой в качестве основных способностей человека, позволяющих получить новое знание, выделяют и ненаучные способы познания: Интуицию способность получить новое знание «по наитию», «в озарении»; Остроумие творческая способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении. Остроумие по своим механизмам принадлежит к способам художественного познания мира, которое основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах. Веру является в религии способом познания «истинного мира» и собственной души. Настоящая вера создаст сверхъестественную связь между человеком и истиной. Мистическое озарение расценивается как путь к истинному познанию, прорыв из «тюрьмы» окружающей человека действительности в сверх природное, истинное бытие.
Каждая наука как научная дисциплина включает в себя 4 необходимых компонента в их единстве: 1. Субъект науки, ученый - главный элемент. Это и отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и - в конечном итоге - общество в целом. 2. Объект (предмет, предметная область), т.е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. 3. Система методов и приемов, характерных для последних и обусловленных их предметами. 4. Свой своеобразный язык - естественный или искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.).