Выполнил: студент 274 группы А. П. Луч Проверил: д.ф.н., профессор кафедры социологии, С.В. Карпухин Санкт-Петербург, 2019 г. Основные закономерности развития науки Факультет химической и биотехнологии Кафедра Философии Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)"
Цель и задачи 2 Цель данной работы – рассмотреть основные закономерности развития научного знания. Задачи: выделить основные закономерности развития научного знания. рассмотреть сущность основных закономерностей становления и развития науки.
Периодизация науки 3 Каменный век человек начал приобретать и передавать практически значимое знание V век до н.э. как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического Период позднего средневековья осознана значимость опытного знания XVI-XVII в.в. Качественный скачек уровня знаний XIX в. произошло совмещение исследовательской деятельности и высшего образования на основе общей научно-исследовательской программы
Общая структура современной науки 4 Научная картина мира Теории Законы Факты ЗНАНИЕ
5 Пути появления новых наук Дифференциация Расчленение, дробление традиционных наук на новые ветви и направления Пример: из биологии выделилась генетика, экология, эволюционная теория, микробиология, физиология и др. Интеграция Объединение наук, возникновение новых научных дисциплин, синтезирующих в себе достижения двух и более наук, ранее известных Пример: физическая химия, химическая биология, биологическая механика, кибернетика, бионика и др.
Характер развития науки 6 Эволюционный Революционный поступательный, прогрессивный процесс развитие через научные революции
7 Научная парадигма Т. Куна Старая парадигма «Нормальн ая наука» Революция в науке Новая парадигма
8 Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса Позитивная эвристика Негативная эвристика «жесткое ядро» Научно-исследовательская программа
Основные принципы развития науки 9 1. Аккумуляция знания 2. Революционный характер развития 3. Конкуренция научно- исследовательских программ
Аккумуляция знаний 10 Получение и накопление знаний Фиксация знаний или присоединение к уже имеющемуся знанию Систематизация знаний
Конкуренция научно-исследовательских программ как закономерность развития науки 11
12 Концепция технологической сингулярности Критика концепции А.В. Коротаев и биолог А.В. Марков утверждают, что развитие идёт по S-образной (логистической) кривой Уменьшение промежутка времени между эволюционными событиями (биологическая, затем технологическая эволюция)
Выводы 13 Таким образом, мы убеждаемся в том, что: 1. Основные закономерности развития науки существовали на протяжении длительного срока и появились практически сразу с наукой; 2. Развитие науки представляет собой диалектический процесс 3. Одной из движущих сил науки, как и в экономике, является конкуренция; 4. Темп развития науки непредсказуем.
. 14 Спасибо за внимание!