Содержание экологического образования В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К МИРУ ПРИРОДЫ
Отношенческий компонент Аксиологический подход Отношенческий компонент Ориентация на развитие личности
Отношенческий компонент Отношения: направляются потребностями существования и развития человека 1 носят оценочный характер 2 выступают как основные формы проявления чувственной и предметно-практической деятельности человека 3
Отношенческий компонент Отношение человека к чему-либо влияет на его поведение. Опыт отношений вместе со знаниями и умениями является условием формирования системы ценностей, идеалов и в конечном итоге мировоззрения личности.
Экологическое отношение Эмоционально- чувственный Когнитивный Практически- деятельностный Чувство влечения к природе познавательный интерес к природе на основе ценностных представлений склонность к непрагматическому взаимодействию с природой на основе социально значимых мотивов
Конечным результатом экологического образования выступает экологическая ответст венность личности за состояние окружающей среды, которая основана на нравственно- ценностном отношении к природе, людям и способности к самоограничению.
природа - великое богатство, Земля - общий дом человечества и всех живых существ, бережное отношение к природе; жизнь - величайшая ценность, гуманное отношение, милосердие и сострадание к живым объектам природы, человек - абсолютная уникальная ценность, уважение к жизни и достоинству личности, почитание родителей, забота о младших; культура - великое богатство, накопленное человечеством, уважение к традициям разных народов; Родина, 'завещанная предками, - единственная для каждого человека, уважение к истории и культурным традициям своей страны; мир - главное условие существования человечества, вера в красоту и добро мира.
отзывчивость - готовность прийти на помощь, участливое отношение к нуждам и просьбам другого, связана с эмпатией способностью сопереживать, сочувствовать; гуманность - уважительность к личности человека, проявляется в отношениях к живым объектам через осознанное сострадание и реализуется в содействии, оказании практической помощи; бережность - осторожность по отношению к объектам природы, забота о них; бережливость способность экономно расходовать природное сырье и материалы, принимать во внимание возможные негативные последствия деятельности; рациональность - способность разумно и научно обоснованно планировать имеющиеся природные ресурсы и материалы, деятельность в природе, чтобы, не тратя лишнего, удовлетворять разумные и необходимые потребности; осознанность - отношение к природе на основе понимания природных закономерностей; ответственность - высокая осознанность отношения к природе, проявляющаяся в чувстве долга, в действиях и поступках, которые соответствуют не только моральным, но и правовым нормам.
Присвоенные ребенком ценности выступают в качестве ценностных ориентаций, которые влияют на развитие чувств, выражаются в потребностях и интересах личности, выступают фактором, регулирующим мотивацию и поведение.
направлять и регулировать эмоции посредством общения с природой, деятельности
Эмоционально-чувственное отношение к природе проявляется прежде всего в ценностно- ориентационной деятельности, которая предполагает придание объекту определенной ценности. Цель экологического поведения - непрагматическое взаимодействие с объектами природы.
Потребности потребность в сохранении жизни и здоровья, осознанное отношение к здоровью, стремление к здоровому образу жизни; познавательная потребность, стремление приобрести знания о природе, познавательный интерес к природе; потребность в сохранении природы, осознание необходимости ее сохранения; потребность в общении с природой, стремление к непрагматическому взаимодействию с ней; эстетическая потребность в любовании природой; потребность в трудовой деятельности на природе.
Потребности – Мотив – Интерес Поведение ребенка в природе его определяется потребностями и регулируется мотивами. Одним из внутренних мотивов экологически ориентированной деятельности является интерес к природе (направленность внимания, мыслей на природные объекты).
Таким образом, в целом работа по формированию экологического отношения детей к природе в процессе экологического образования строится в нескольких направлениях: развитие эмоционального влечения и интереса к природе, выработка нравственных, эстетических чувств, привычек и воспитание воли; формирование потребностей, мотивов, установок личности, ценностных ориентации, направленных на субъектное восприятие объектов природы; формирование личностно значимых целей экологической деятельности; Отношение к природе находит внешнее выражение в практической деятельности в природе.
Спасибо за внимание!