Транспортные коридоры
Транспортный коридор – это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность технологических, организационно- правовых условий осуществления этих перевозок.
Использование концепции транспортных коридоров при создании и развитии транспортных систем позволяет: - обеспечивать увязку приоритетов и проектов развития транспортной и экономической инфраструктуры, видов транспорта, территорий; - снижать издержки, связанные прямо или косвенно с транспортировкой, за счет концентрации транспортных и грузовых потоков, сокращения необходимого землеотвода и т.д.; - развивать интермодальные перевозки, обеспечивая взаимодействие видов транспорта в узловых пунктах транспортных коридоров; - локализовать экологические эффекты за счет размещения в одной общей полосе коммуникаций разных видов транспорта; обеспечить четкую систему приоритетов для отбора инфраструктурных проектов.
Международный транспортный коридор высокотехнологическая транспортная система, концентрирующая на генеральных направлениях транспорт общего пользования (железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный) и телекоммуникации. Международный транспортный коридор наиболее эффективно действует в условиях единого таможенного или экономического пространства.
Панъевропейский транспортный коридор транспортные коридоры (система транспорта, то есть железных, автомобильных дорог и так далее) в Центральной и Восточной Европе. Обозначается как PE с добавлением цифры, например PE1. Была первоначально определена на II панъевропейской конференции по транспорту на Крите в марте 1994 года, дополнения внесены на III конференции в Хельсинки в 1997 году, поэтому, независимо от географического положения, эти транспортные коридоры также иногда называют критскими коридорами или хельсинкскими коридорами.
Карта сети транспортных коридоров в Восточной Европе
Панъевропейские транспортные коридоры: 1. Хельсинки – Таллин – Рига – Каунас и Клайпеда – Варшава и Гданьск. 2. Берлин – Познань – Варшава – Брест – Минск – Смоленск – Москва – Нижний Новгород. 3. Брюссель – Ахен – Кёльн – Дрезден – Вроцлав – Катовице – Краков – Львов – Киев. 4. Дрезден – Прага – Вена – Братислава – Дьёр – Будапешт – Арад – Бухарест – Крайова – София – Пловдив – Стамбул. 5. Венеция – Триест – Любляна – Марибор – Будапешт – Ужгород – Львов – Киев. 6. Гданьск – Катовице – Жилина. 7.Северо-запад – Юго-восток. 8. Дуррес – Тирана – Скопье – Битола – София – Димитровград – Бургас – Варна. 9. Хельсинки – Выборг – Санкт – Перетбург – Псков – Москва – Калининград Киев – Раздельная – Кишинёв – Бухарест – Димитровград – Александрополис. 10. Зальцбург – Любляна – Загреб – Белград – Ниш – Скопье – Велес – Фессалоники.
Через территорию Республики Беларусь проходят кратчайшие трансконтинентальные маршруты. Это II трансъевропейский транспортный коридор: Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород и IX коридор: Александруполис - Раздельная - Нежин - Гомель - Витебск - Санкт-Петербург - Хельсинки, а также ответвление от IX коридора: Гомель - Жлобин - Минск - Гудогай - Вильнюс - Калининград.
В зависимости от целей создания ТК, уровня взаимодействия заинтересованных в его создании сторон и характера регулирования транспортной, торговой и экономической деятельности транспортный коридор может быть: транзитным (transit corridor); торговым (trade corridor); развивающим (development corridor).
Основная цель создания транзитного коридора обеспечение условий для беспрепятственного и экономически эффективного движения транспортных средств на определенном направлении. Существует классификация транзитных коридоров, согласно которой они подразделяются на три типа: лэндбридж (landbridge) сухопутное соединение порта, куда груз доставляется морем, с портом на противоположном побережье континента, откуда морская перевозка продолжается; мини бридж (minibridge) сухопутное соединение порта, куда груз доставляется морем, с пунктом назначения па противоположном побережье континента; микро бридж (microbridge) сухопутное соединение порта, куда груз доставляется морем, с пунктом назначения в глубине континента.