Выполнила: студентка 44 группы Специальность «Лечебное дело» Александрова Любовь Александровна Гай 2018
Содержание 1. Социальная перцепция 2. Функции социальной перцепции 3. Механизмы социальной перцепции 4. Идентификация 5. Эмпатия 6. Аттракция 7. Рефлексия 8. Каузальная атрибуция 9. Эффекты межличностного восприятия 10. Ошибки восприятия 11. Литературные источники
Перцепция Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров.
Социальная перцепция Межличностное восприятие или социальная перцепция представляет собой сложный процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками и объяснение на этой основе поступков и поведения.
Социальная перцепция Термин «социальная перцепция» был введен американским психологом Дж. Брунером, который в ходе экспериментов выявил, что восприятие человеком других людей зависит от его личностных особенностей и социокультурных факторов.
Функции социальной перцепции: Познание себя Познание другого Организация совместной деятельности Установление взаимоотношений
Механизмы социальной перцепции
Идентификация Идентификация-это уподобление себя другому человеку. когнитивное понимание, отождествление себя с другим предположение о внутреннем состоянии партнера, попытка поставить себя на его место понять человека не значит полностью принять его позицию; принять в расчет объяснения по содержанию близко к эмпатии
Эмпатия Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) – это эмоциональный отклик, вчувствование, сопереживание.
Аттракция Аттракция (от лат. Attrahere – привлекать, притягивать) – представляет форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств. Палитра этих чувств чрезвычайно разнообразна: от простой симпатии до глубокой любви.
Рефлексия Рефлексия-осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению (обратная связь);удвоенный процесс зеркальных друг друга.
Каузальная атрибуция Универсальным механизмом объяснения мотивов и причин поступков другого человека является каузальная атрибуция (от лат. Atribuo – причина и придаю, наделяю). Различают три типа каузальной атрибуции: - личностную (причина приписывается тому, кто совершает поступок); - объективную (причина приписывается объекту, на который направлено действие); - обстоятельственную (причина приписывается внешним обстоятельствам).
Эффекты межличностного восприятия o Эффект ореола o Эффект первичности и новизны o Эффект проекции o Эффект бумеранга o Эффект стереотипизации
Характеристика эффектов восприятия Эффект ореола (нимба или гало эффект) – восприятие «встраивается» в некоторую предшествующую информацию, окружающую человека ореолом (положительным / отрицательным); когда есть предварительная информация Эффект первичности и новизны (или эффект края) – построение образа человека в зависимости от порядка предъявляемой информации (э. новизны – по отношению к знакомому человеку более значимой оказывается последняя, новая информация о нем; э. первичности – по отношению к незнакомому более значима первая информация) Эффект стереотипизации – образ строится на основе устойчивых представлений, н-р, о социальной группе, профессии («Все журналисты - …»). 1. экономия времени при восприятии; 2. возможно предубеждение или переоценка реальных свойств
Эффект бумеранга - при некоторых (как правило, излишне навязчивых) воздействиях возникает результат, обратный ожидаемому 1) если подорвано доверие к источнику информации 2) если передаваемая длительное время информация однообразна, не соответствует изменившимся условиям 3) человек ( или источник), передающий информацию, вызывает неприязнь Эффект проекции – свойство людей приписывать приятному для них собеседнику свои достоинства, а неприятному - свои недостатки Характеристика эффектов восприятия
Ошибки восприятия Наличие заданных установок, убеждений, стереотипов (эксперимент А. Бодалева) Упрощение. Первое впечатление всегда неполно. По одному факту мы делаем выводы и закрепляем в сознании ошибочные оценки Снисходительность. Большинство людей благожелательно подходят к оценке незнакомого человека, склонны не замечать его явных недостатков
Чтобы максимально правильно воспринимать человека, мы должны знать его поведение в различных значимых для него ситуациях, конфликтах, сферах деятельности и пополнять свои представления о нем мнениями других людей.
Литературные источники Андреева Г.М. Психология социального познания (Главы 2, 5) Майерс Д. Социальная психология (Модули 6, 8) Чалдини Р. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других (Глава Социальное познание. Самоисполняющееся пророчество) Андреева Г.М. Социальная психология Аронсон Э. Введение в социальную психологию Вайнштейн Л.А. Психология восприятия (Глава 4. « Перцептивные процессы») Новожилова Т.Ф. Психология человеческого взаимодействия: руководителям и журналистам