Лекция 6. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВИДЫ
ПЛАН : 1. Сущность предпринимательства. 2. Признаки и виды предпринимательства. 3. Риск в предпринимательстве. Нормативная литература: 1. Закон Руз «О предпринимательстве» 1991 г. 2. Закон Руз «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» 2012 г. 3. Гражданский Кодекс Руз г. Ст.24.
1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли. Предприниматель - это человек (или группа людей), который берет на себя инициативу, риск и ответственность за организацию успешной деятельности предприятия.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В узбекском законодательстве предпринимательство трактуется как инициативная, в рамках действующего законодательства, деятельность субъектов собственности, направленная на производство товаров и оказания услуг и получение прибыли или дохода. Предпринимательство можно классифицировать по двум основаниям: 1) По его масштабу (ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ) -Индивидуальное предпринимательство (торговые лавки, магазины, аптеки, химчистки и тд.). -Коллективное предпринимательство (акционеры, товарищества, фирма – основанная на общей долевой собственности). 2) По его характеру -Некоммерческое предпринимательство (не связана с продажей продукции ради обогащения, т.е. благотворительность, культурно-просветительские организации). -Коммерческая деятельность, или бизнес-дело приносящий доход. В нее входят непроизводственный (концертная деятельность, профессиональный спорт) и производственный бизнес.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Как, видно все виды предпринимательства направлены на получение дохода. Но для этого необходимо научиться комбинировать ограниченные ресурсы. Осуществление разных комбинаций ресурсов - необходимое звено деятельности предпринимателя. Они, по мнению Йозефа Алоиза Шумпетера, австрийского и американского экономиста, охватывают 5 направлений: 1) Изготовление нового блага или создание нового качества старого блага. 2) Внедрение нового метода производства. 3) Освоение нового рынка сбыта. 4) Получение нового источника сырья или полуфабриката. 5) Проведение необходимой реорганизации производства. ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
На каждом новом отрезке времени могут появляться новые комбинации. Это качество предпринимательства заметил, экономист Жан Батист Сей, который дополнил формулировку, данную А. Смитом, определив предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства.
3. РИСК В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
РИСК В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ Риск можно измерить разными методами. А) статистическим методом, при котором изучают статистику потерь в прошлом, и делают прогноз на будущее; Б) экспертным методом, при котором изучается мнение специалистов и опытных бизнесменов; В) расчетно-аналитическим методом, базирующимся на математических приемах. Предпринимательство невозможно без новаторства.
МОДЕЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ: Выеляют классическую и инновационную. Первая состоит в том, что бизнесмен стремится организовать свою деятельность с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов. Вторая, модель сориентирована не только на имеющиеся ресурсы, но и на возможность привлечь, и использовать внешние ресурсы. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития своего бизнеса.
ФИРМА В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ Фирма – это организация, ведущая бизнес под определенным именем. Она представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственной единицы, например фабрики, фермы или шахты, т.к. она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц. Деятельность фирмы сознательно координируется для достижения общих целей. Фирмы бывают разного размера – один частный предприниматель или корпорация с многотысячным штатом сотрудников, в зависимости от количества занятых (а, следовательно, и от размеров производственной деятельности) фирмы делятся на мелкие, средние и крупные. Нормативы для отнесения фирм к той или иной категории в разных странах различны. Как правило, мелкой считается фирма с численностью работающих 100 человек, а крупной – более 500 человек.
Все фирмы имеют следующие характеристики: Ресурсы. Цели всякой фирмы включают преобразование ресурсов для достижения результатов. К основным ресурсам относят материалы, технологии, информацию, капитал, человеческие ресурсы. Зависимость от внешней среды. Фирма зависит от внешнего мира по отношению ресурсов, потребителей, конкурентов. Понятие «внешняя среда» включает в себя экономические условия, поставщиков, законодательство, систему общественных ценностей, технику, технологию и т.д.
Разделение труда. Существует горизонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное – разделение всей работы на составляющие компоненты, путем образования подразделений, выполняющих специфические, конкретные задания. Вертикальное – отделяет работу по координированию действий от самих действий. Оно построено на выделении трех уровней управления: низший – менеджеры, имеющие в своем подчинении работников – исполнителей; средний – руководители, деятельностью подразделений, филиалов, руководителей вспомогательных и обслуживающих производств; высший – администрация, осуществляющая общее стратегическое руководством фирмой. Необходимость управления. Она вызвана потребностью координации деятельности людей для достижения целей, выполнения задач, координируется путем вертикального разделения труда. Деятельность по координированию деятельности других людей составляет сущность управления.
СПАСИБО ЗА ВНМАНИЕ