Педагогика высшей школы как наука, её структура.
Педагогика высшей школы - разрабатывает педагогические проблемы подготовки студентов к профессиональной деятельности. Объектом ПВШ является деятельность ВНЗ по научной, общекультурной, практической подготовке специалистов. Предметом ПВШ является изучение педагогических аспектов, педагогических закономерностей процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности в целях повышения его эффективности. Подготовка студентов вузов складывается из: - воспитания; - обучения; - развития; - и образования.
Воспитание - это формирование у студентов научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, профессиональных качеств, эстетического отношения к действительности, руководство их физическим развитием. Обучение - это процесс вооружения студентов знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебными программами. Развитие - это процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности студентов в соответствии с требованиями будущей профессии. Образование - процесс подготовки студента к выполнению определённых социальных и профессиональных функций, а также результат этого процесса в виде системы взглядов и убеждений, конкретного уровня образованности.
Основные задачи педагогики высшей школы: 1. Разработка принципов отбора содержания обучения и воспитания студентов. 2. Совершенствование учебных планов и программ, системы планирования в вузе. 3. Совершенствование форм и методов обучения студентов: - внедрение педагогических инноваций; - внедрение активных методов обучения, сотрудничества, развивающего обучения, компьютеризации и др. 4. Внедрение перспективных критериев оценивания знаний, умений и навыков. 5. Разработка методологических проблем обучения и воспитания студентов. 6. Исследование студентов: - как объекта и субъекта педагогического процесса; - закономерностей, путей формирования личности специалиста; 7. Активизация учебной деятельности студентов, повышение их самостоятельности. 8. Разработка сущности и методов самовоспитания и самообразования студентов. 9. Исследование особенностей педагогической деятельности преподавателей и др
Сущность воспитания в высшей школе Воспитание - это процесс формирования у человека тех качеств, которые больше всего ценятся в семье, школе, обществе, на производстве. Воспитание студентов - это целенаправленный и систематический процесс формирования наиболее важных интеллектуальных, правовых, моральных, профессиональных качеств необходимых молодым специалистам. Система воспитания студентов направлена на обеспечение всестороннего развития личности как наивысшей ценности общества. Воспитание - двухсторонний процесс. Результат зависит: - от педагогической подготовленности воспитателя; - от мотивов студента. Мотивы воспитания - программируют воспитательный процесс. Чем сильнее потребности и желания студента в самосовершенствовании своей личности, тем эффективнее решаются воспитательные задачи.