Плата за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Выполнили: Зарманбетова Диана Пацкая Анна
Источники: Федеральный закон от N 7-ФЗ (ред. от )"Об охране окружающей среды» "Земельный кодекс Российской Федерации" от N 136-ФЗ (ред. от ) (с изм. и доп., вступ. в силу с ) "Водный кодекс Российской Федерации" от N 74-ФЗ (ред. от ) Закон РФ от N (ред. от ) "О недрах" (с изм. и доп., вступ. в силу с ) "Лесной кодекс Российской Федерации" от N 200-ФЗ (ред. от ) (с изм. и доп., вступ. в силу с ) Постановление Правительства РФ от N 255 (ред. от ) "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду") (с изм. и доп., вступ. в силу с ) Постановление Правительства РФ от N 913 (ред. от ) "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" ПРИКАЗ РОСТЕХНАДЗОРА от г. N 626 "Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух. Росприроднадзора от N АС /6155 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду» Федеральный закон от N 96-ФЗ (ред. от ) "Об охране атмосферного воздуха» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от г. 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления
Важнейшим элементом нового механизма финансирования, ориентированного на рыночные реформы является платность природных ресурсов. Установление такой платы стало возможным после отмены исключительной государственной монополии на землю и другие природные ресурсы, превращения земель и других ресурсов в объект купли-продажи и гражданско-правовых сделок. При установлении платности за пользование природными ресурсами ставились следующие задачи: 1.- повышение заинтересованности производителя в эффективном использовании природных ресурсов и земель; 2.- повышение заинтересованности в сохранении и воспроизводстве материальных ресурсов; 3.- получение дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов. Задачи:
ЦЕЛЬ: Цель платежей - стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят и к повышению эффективности их природоохранной деятельности.
Плательщики: Юридические лица ( предприятия, организации, учреждения) Физические лица, которым предоставлено право ведения производственно- хозяйственной деятельности на территории РФ
Виды платежей за право пользования природными ресурсами за загрязнение окружающей среды
Плата за природные ресурсы право пользования ресурсами выплаты за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов выплаты на воспроизводство и охрану природных ресурсов Плата за природные ресурсы является издержками предприятия, связанными с использованием ресурсов и рассчитанными в соответствии с действующей в стране методикой Платежи устанавливаются с учетом кадастровой оценки природных ресурсов, а при ее отсутствии – используют другие показатели, характеризующие качество природных ресурсов, их местоположение и продуктивность. Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Платежи за природные ресурсы поступают в местный бюджет ( города или района ), в фонды воспроизводства и охраны природных ресурсов. Эти платежи повышают материальную заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании.
Объект Вид платежа Земля Земельный налог Арендная плата Нормативная цена земли Недра Платежи за пользование недрами Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы Акцизы Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий Плата за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств Вода Плата за пользование водными объектами (водный налог) Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов Сбор за выдачу лицензий на водопользование Лес Лесные подати (налог) Арендная плата Растительные ресурсы За сбор лекарственных трав и сырья За сбор недревесных ресурсов За заготовку технического сырья Ресурсы животного мира Плата за право пользования животным миров Арендная плата за пользование охотничьими угодьями Платежи за природные ресурсы, вздымаемые в РФ
Плата за загрязнение окружающей природной среды Значения: Компенсационное значение состоит в том, что плата за загрязнение направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, материальным ценностям. В отличие от юридической ответственности, которая наступает по факту правонарушения, обязанность платы за загрязнение возникает по факту правомерного, разрешенного компетентными органами государства причинения вреда, независимо от вины хозяйствующего субъекта. Стимулирующее значение заключается в том, что установленная плата взимается в бесспорном порядке за счет прибыли или себестоимости предприятия-загрязнителя, и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ. Это главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сделать охрану окружающей природной среды экономически выгодным делом Экологическое Значения: Компенсационное значение состоит в том, что плата за загрязнение направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, материальным ценностям. В отличие от юридической ответственности, которая наступает по факту правонарушения, обязанность платы за загрязнение возникает по факту правомерного, разрешенного компетентными органами государства причинения вреда, независимо от вины хозяйствующего субъекта. Стимулирующее значение заключается в том, что установленная плата взимается в бесспорном порядке за счет прибыли или себестоимости предприятия-загрязнителя, и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ. Это главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сделать охрану окружающей природной среды экономически выгодным делом Экологическое
Плата за загрязнение окружающей среды выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов ;
В настоящее время действует порядок определения платы, который предусматривает два базовых норматива платы: - за выбросы в рамках предельно допустимых нормативов; - выбросы в пределах установленных лимитов. Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества. На основе базовых нормативов разрабатывают и утверждают дифференцированные(по территориям) ставки платы.
Порядок установления платы состоит из трех этапов: определение базовых нормативов платы; дифференцированных ставок; конкретных размеров платы за загрязнители. Базовые нормативы определяются по каждому виду загрязнителя или виду вредного воздействия (шум, электромагнитное излучение) с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения. Нормативы разрабатываются Минприроды России с участием Госкомсанэпиднадзора, Министерства экономики и Министерства финансов, исполнительных органов субъектов Федерации. Базовые нормативы представлены в двух видах -- за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных нормативов; сверх установленных нормативов, но в пределах утвержденных лимитов или временно согласованных выбросов. Дифференцированные нормативы исчисляются Минприроды на основе базовых, но с поправкой на экологическую ситуацию и экологические факторы соответствующих регионов. К последним относятся природно-климатические, экономические особенности территорий, значимость охраняемых природных объектов. Дифференцированная ставка платежей для конкретных регионов, бассейнов рек и морей определяется умножением коэффициента, отражающего экологические особенности региона, на базовую ставку платежей. Конкретные размеры платежей за загрязнение для предприятий-загрязнителей определяются исполнительными органами власти города, района с участием органов охраны окружающей среды, санэпиднадзора и предприятия. При отсутствии у природопользователя разрешения на выброс вредных веществ плата за загрязнение устанавливается как за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. Причем, с учетом экологической ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости. Так, в крупных городах и промышленных центрах такое повышение разрешается до 20 %, в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых, в том числе заповедных территориях, эколого-курортных регионах -- в два раза. Платежи за выбросы и размещение отходов производятся за счет себестоимости продукции, а платежи за превышение лимитных загрязнений -- за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия-загрязнителя. Перечисление средств производится предприятием в сроки, которые согласовываются с территориальными органами охраны окружающей среды. Из общей суммы 10 % платежей подлежит перечислению в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов Минприроды РФ, а остальные 90 % - в экологические фонды согласно установленному проценту зачисления
Платежи за выбросы (сбросы) загрязнений производятся за счет себестоимости продукции предприятия, а в случае повышения лимитов загрязнений – за счет прибыли, которая получена предприятием-загрязнителем. В случае убыточности предприятия-загрязнителя платежи производятся за счет всех имеющихся у него средств, на которые может быть обращено взыскание. Территориальные органы Минприроды России и органы санэпиднадзора вправе приостановить (или прекратить) деятельность предприятий, для которых размер платежей превышает прибыль, оставляемую в их распоряжении Поскольку платежи взимаются за счет себестоимости продукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие-загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов. Именно в этом многие ученые видят главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сделать охрану окружающей среды экономически выгодным делом.
Спасибо за внимание!