ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ А. МАСЛОУ
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ НАПРАВЛЕНИЕ В ЗАПАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПРИЗНАЮЩЕЕ СВОИМ ГЛАВНЫМ ПРЕДМЕТОМ ЛИЧНОСТЬ КАК УНИКАЛЬНУЮ ЦЕЛОСТНУЮ СИСТЕМУ, КОТОРАЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НЕ НЕЧТО ЗАРАНЕЕ ДАННОЕ, А « ОТКРЫТУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ » САМОАКТУАЛИЗАЦИИ, ПРИСУЩУЮ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ
ФРЕЙДИЗМ - НАПРАВЛЕНИЕ В ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ, НАЗВАННОЕ ПО ИМЕНИ АВСТРИЙСКОГО ПСИХОЛОГА ЗИГМУНДА ФРЕЙДА. БИХЕВИОРИЗМ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ ; БУКВАЛЬНО НАУКА О ПОВЕДЕНИИ.
ЛИЧНОСТИ, ДОСТИГШИЕ ВЕРШИНЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СОСТАВЛЯЮТ ЛИШЬ 1 - 4% ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА ЛЮДЕЙ, А ОСТАЛЬНЫЕ ПРЕБЫВАЮТ НА ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ.
ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ СОСТОИТ ИЗ ПЯТИ СТУПЕНЕЙ : ПЕРВАЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ : ДЫХАНИЕ, ПИЩЕВЫЕ, СЕКСУАЛЬНЫЕ, ПОТРЕБНОСТИ В САМОЗАЩИТЕ. ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ПОТРЕБНОСТЬ В НАДЕЖНОСТИ : СТРЕМЛЕНИЕ К МАТЕРИАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ, ЗДОРОВЬЮ. ТРЕТЬЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ. ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬ ПОТРЕБНОСТЬ В УВАЖЕНИИ, ОСОЗНАНИИ СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА. ПЯТАЯ СТУПЕНЬ ПОТРЕБНОСТЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ, В САМОРЕАЛИЗАЦИИ, САМОАКТУАЛИЗАЦИИ, В ОСМЫСЛЕНИИ СВОЕГО НАЗНАЧЕНИЯ.
ПРИНЦИПЫ МОТИВАЦИИ ЧЕЛОВЕКА МОТИВЫ ИМЕЮТ ИЕРАРХИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ ; ЧЕМ ВЫШЕ УРОВЕНЬ МОТИВА, ТЕМ МЕНЕЕ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПОТРЕБНОСТИ, ТЕМ ДОЛЬШЕ МОЖНО ЗАДЕРЖАТЬ ИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ; ПОКА НЕ УДОВЛЕТВОРЕНЫ НИЗШИЕ ПОТРЕБНОСТИ, ВЫСШИЕ ОСТАЮТСЯ СРАВНИТЕЛЬНО НЕ СТОЛЬ ЗНАЧИМЫМИ ; С ПОВЫШЕНИЕМ УРОВНЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОВЫШАЕТСЯ ГОТОВНОСТЬ К БОЛЬШЕЙ АКТИВНОСТИ.
САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ ПРИСУЩИ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕАЛЬНОСТИ И КОМФОРТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ ( НЕ ПРЯТАТЬСЯ ОТ ЖИЗНИ, А ЗНАТЬ, ПОНИМАТЬ ЕЕ ). ПРИНЯТИЕ ДРУГИХ И СЕБЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УВЛЕЧЕННОСТЬ ЛЮБИМЫМ ДЕЛОМ, ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗАДАЧУ, НА ДЕЛО. АВТОНОМНОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ. СПОСОБНОСТЬ К ПОНИМАНИЮ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ВНИМАНИЕ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ К ЛЮДЯМ.
- НЕИЗБЫВНАЯ НОВИЗНА, СВЕЖЕСТЬ ОЦЕНОК, ОТКРЫТОСТЬ ОПЫТУ. - РАЗЛИЧЕНИЕ ЦЕЛИ И СРЕДСТВ, ЗЛА И ДОБРА. - СПОНТАННОСТЬ, ЕСТЕСТВЕННОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ. - ЮМОР. - САМОРАЗВИТИЕ, ПРОЯВЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ, ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЕ ТВОРЧЕСТВО В РАБОТЕ, ЛЮБВИ, ЖИЗНИ. - ГОТОВНОСТЬ К РЕШЕНИЮ НОВЫХ ПРОБЛЕМ, К ОСОЗНАНИЮ ЗАДАЧ И ТРУДНОСТЕЙ, СВОЕГО ОПЫТА, К ПОДЛИННОМУ ПОНИМАНИЮ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, К ПОВЫШЕНИЮ КОНГРУЭНТНОСТИ.
КОНГРУЭНТНОСТЬ ЭТО СООТВЕТСТВИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, СОЗНАВАНИЯ ОПЫТА ЕГО НАСТОЯЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ.
ПОЧЕМУ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ ОЧЕНЬ МАЛО ? - НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, -- БЛОКИРУЮЩИЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ НИЗШИХ И ВЫСШИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ; - НЕЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕГО ПОТЕНЦИАЛА, СОМНЕНИЕ В СВОИХ СПОСОБНОСТЯХ, СТРАХ УСПЕХА, КОТОРЫЙ МЕШАЕТ ЧЕЛОВЕКУ СТРЕМИТЬСЯ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ; - ЧРЕЗМЕРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В БЕЗОПАСНОСТИ, КОТОРЫЕ БЛОКИРУЮТ СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К РОСТУ, САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ПОСКОЛЬКУ ЭТО МОЖЕТ СОПРОВОЖДАТЬСЯ РИСКОМ, ОШИБКАМИ, ТРЕВОГОЙ.
МАСЛОУ ВЫДЕЛЯЕТ ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ВЫСШИХ ДУХОВНЫХ МЕТАПОТРЕБНОСТЕЙ : ЦЕЛОСТНОСТИ ЛИЧНОСТИ ; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ; ЗАВЕРШЕНИЮ ; СПРАВЕДЛИВОСТИ, ПОРЯДКУ И ЗАКОНУ ; АКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ; ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И СЛОЖНОСТИ ; КРАСОТЕ ; ЧЕСТНОСТИ, ОТКРЫТОСТИ И ПРОСТОТЕ ; ДОБРОТЕ ; УНИКАЛЬНОСТИ И НОВИЗНЕ ; ИГРЕ И ЮМОРУ ; ИСТИНЕ И ЧЕСТИ ; НЕЗАВИСИМОСТИ И АВТОНОМИИ ; СВОБОДЕ.
ЭТАПЫ ДЕГРАДАЦИИ - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ « ПЕШКИ », ГЛОБАЛЬНОГО ОЩУЩЕНИЯ СВОЕЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДРУГИХ СИЛ. - СОЗДАНИЕ ДЕФИЦИТА БЛАГ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЕДУЩИМИ СТАНОВЯТСЯ ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ В ПИЩЕ И ВЫЖИВАЕМОСТИ. - СОЗДАНИЕ « ЧИСТОТЫ » СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ : РАЗДЕЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ НА « ХОРОШИХ » И « ПЛОХИХ », « СВОИХ » И « ЧУЖИХ »; ВИНА И СТЫД ЗА СЕБЯ. - СЛОЖЕНИЕ КУЛЬТА « САМОКРИТИКИ », ПРИЗНАНИЕ В СОВЕРШЕНИИ ДАЖЕ ТЕХ НЕОДОБРЯЕМЫХ ПОСТУПКОВ, КОТОРЫХ ЧЕЛОВЕК НИКОГДА НЕ СОВЕРШАЛ. - СОХРАНЕНИЕ « СВЯЩЕННЫХ ОСНОВ ». - ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЯЗЫКА.
СМЫСЛ ЖИЗНИ ВО ВНЕШНЕМ МИРЕ МОЖНО НАЙТИ ТРЕМЯ СПОСОБАМИ : - СОВЕРШАЯ ПОСТУПКИ ; - ПЕРЕЖИВАЯ ЦЕННОСТИ, ЕДИНСТВО С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ, ЛЮБОВЬ ; - ПЕРЕЖИВАЯ СТРАДАНИЯ.
9 МОМЕНТОВ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ 1. ПОЛНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ НАСТОЯЩЕГО С ОСОЗНАНИЕМ ТОГО, ЧТО ПРОИСХОДИТ В НАС И ВОКРУГ НАС. 2. ПРИ КАЖДОМ ВЫБОРЕ РЕШАТЬ В ПОЛЬЗУ РАЗВИТИЯ НОВОГО НЕОЖИДАННОГО ОПЫТА. 3. ФОРМИРОВАТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К СИТУАЦИЯМ. 4. ЧЕСТНОСТЬ И ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА СЕБЯ. 5. НАУЧИТЬСЯ ВЕРИТЬ СВОИМ ИНСТИНКТАМ И СУЖДЕНИЯМ. 6. ПОСТОЯННОЕ РАЗВИТИЕ СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ. 7. ПЕРЕХОДНЫЕ МОМЕНТЫ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ. 8. ВЫЯВЛЕНИЕ У СЕБЯ « ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ » И РАЗРУШЕНИЕ ИХ. 9. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!