ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
АКТУАЛЬНОСТЬ Рынок труда видоизменяется и постепенно переходит в рынок квалификаций. Отсутствие ясности в требованиях к квалификации, функциональным обязанностям и результатам работы персонала объясняет невысокую эффективность реализации всех процессов системы управления персоналом. Именно этими обстоятельствами обусловлена потребность изменения действующей системы квалификации и замена ее профессиональными стандартами.
Предметом настоящего исследования является процесс трансформации национальной системы квалификаций, а его объектом – профессиональный стандарт как инструмент повышения качества профессиональной деятельности работника. Цель научно-исследовательской работы – рассмотреть сущность профессиональных стандартов и выявить влияние их внедрения на экономические субъекты.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОФСТАНДАРТОВ Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов определен Постановлением Правительства Российской Федерации от «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов». Профстандарты разрабатываются в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов: – Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. 147 н «Об утверждении макета профессионального стандарта»; – Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. 148 н «Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов»; – Приказ Минтруда России от 29 апреля 2013 г. 170 н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта»; – Приказ Минтруда России от 30 сентября 2014 г. 671 н «Об утверждении методических рекомендаций по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов»; – Приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 г. 667 н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)».
ПОНЯТИЯ Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
ЦЕЛЬ ПРИНЯТИЯ ПРОФСТАНДАРТОВ Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров.
СТРУКТАРА ПРОФСТАНДАРТА Структура профессионального стандарта представлена четырьмя разделами: Раздел I «Общие сведения». В общих положениях стандартов содержатся основные критерии определения специальности кадрового работника.
Раздел II представляет собой описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт.
В разделе III дается детальная характеристика обобщенных трудовых функций специалиста по управлению персоналом, указанных выше и отражающих специфику работы в рамках различных уровней образования.
В разделе IV отражены сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта
Востребованные умения Менее востребованные умения Востребованные знания Менее востребованные знания организация и проведение корпоративных мероприятий с персоналом (30%) работа с информационными системами и базами данных по вопросам управления персоналом (34%); определение, анализ, моделирование и выстраивание внутренних коммуникаций персонала (28%); применение методов управления межличностными отношениями, формирования команд, развития лидерства и исполнительности, выявления талантов, определения удовлетворенности работой (30%); организация работы персонала структурного подразделения (33%). разработка проектных предложений и мероприятий по эффективной работе персонала; анализ информации по поставщикам услуг в области управление персоналом и по условиям заключаемых договоров; проведение предварительны закупочных процедур и оформление сопутствующей документации по заключению договоров; соблюдение норм этики делового общения. методы, способы и инструменты управления персоналом (47%); трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права (44%); базовые основы информатики, структурное построение информационных систем и особенности работы с ними (42%). порядок проведения закупочных процедур и оформления сопутствующей документации; основы производственной деятельности организации; основы административного законодательства в области управления персоналом и ответственности должностных лиц; законодательство Российской Федерации по защите персональных данных; нормы этики делового общения. Таблица 1 – Востребованные и менее востребованные умения и знания трудовой функции «Разработка системы операционного управления персоналом и работы структурного подразделения»
ДОСТОИНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА КАК ИНСТРУМЕНТА РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ дает описание трудовой деятельности; структурирует профессиональную деятельность; дает возможность уровневого анализа деятельности; дает возможность построения развернутой модели компетенций; унифицирует трудовые функции работников; устанавливает критерии качества и безопасности выполняемых работ; обеспечивает прозрачность в определении льгот и надбавок; определяет потребности рынка труда; оказывает влияние на систему образования; учитывает международные требования.
Таким образом, будучи мобильным документом, откликающимся на запросы профессионального сообщества, профессиональный стандарт функционирует в соответствии с реальной ситуацией на рынке труда. Новые трудовые функции или их упразднение, актуализация квалификационных требований, появление новых профессий – все эти изменения должны оперативно вноситься в действующие профессиональные стандарты. Все предложения по изменению действующих или разработке новых профессиональных стандартов осуществляется через отраслевые советы по профессиональным квалификациям.