Конфликты в процессе труда: их причины и методы предотвращения Выполнила студентка УПО 2 курса Ченина Екатерина
Трудовой конфликт Трудовой конфликт - неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально - трудовых отношений 2
ВИДЫ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ Вертикальные Горизонтальные Межличностные Межгрупповые 3
Предмет трудового конфликта В зависимости от сферы взаимодействия возникновения противоречий, можно выделить три предмета конфликта: Условия труда Система распределения ресурсов Выполнение ранее принятых договоренностей 4
Основные причины трудовых конфликтов: Распределение ресурсов Различия в целях Взаимозависимость задач Различия в представлениях и ценностях Неудовлетворительная коммуникация Несбалансированность рабочих мест Неправильный контроль Различия в манере поведения и жизненном опыте 5
Стадии трудового конфликта: 1. Зарождение или возникновение 2. Формирование 3. Расцвет 4. Угасание или преобразование 6
Функции конфликта: 1. Информационная – только через конфликт становится открытой информация, которая была скрыта, но является функционально необходимой всем или многим 2. Функция социализации – в результате конфликта индивиды получают социальный опыт, знания, которые недоступны в обычных условиях и способствуют скорейшему разрешению последующих конфликтных ситуаций 3. Нормализация морального состояния – в конфликте разрешаются накопленные негативные настроения, происходит очищение моральных ориентаций 4. Инновационная – конфликт вынуждает, стимулирует изменения, демонстрирует их неизбежность; через конфликт официально признается и решается какая-то проблема 7
Позитивные последствия конфликта: 1)Изменение социально-психологического климата в сторону улучшения и взаимного уважения 2)Конфликт может помочь в преодолении различного характера трудностей (социальных, экономических и др.) организации 3Конфликт сигнализирует о наиболее слабом месте взаимосвязи трудовых групп, после чего можно устранить дефект 4) Возрастает сплоченность трудового коллектива и организации в целом
Негативные, дисфункциональные последствия конфликтов: усиление враждебности свертывание деловых контактов падение мотивации к труду ухудшение взаимопонимания и ненормальные, установочные разногласия по пустякам во взаимодействиях, переговорах, контактах умышленное сопротивление желаниям, действиям и мнениям других разрушение положительной социальной идентификации фактическая потеря рабочего времени 9
Методы разрешения трудовых конфликтов 10
Разрешение трудовых конфликтов в своей сути предполагает изменение самой конфликтной ситуации 1) В качестве эффективного способа предупреждения и разрешения трудовых конфликтов можно назвать процедуру заключения коллективного трудового договора (соглашения, контрактов),содержащего права и обязанности договаривающихся сторон, в том числе и при возникновении конфликта. 2) Деловые переговоры как способ предупреждения и разрешения конфликта 11
3) Другими институтами разрешения трудовых конфликтов между работниками и работодателями может выступать комиссия по трудовым спорам 4) Суд Решение суда является обязательным для конфликтующих сторон. Обращение в суд становится порой единственным способом решения трудового конфликта в ситуациях, когда другие способы разрешения конфликтной ситуации не дали должного эффекта 12
5) Все большее распространение получает принятие ведомственных и межведомственных конвенций между представителями государственных органов, работодателями и профсоюзами. 6) Посредничество Суть метода состоит в предоставлении оппонентами или договаривающимися сторонами права решать проблему выработки решения третьей стороне. 13
Вопросы применения трудового законодательства в настоящее время регламентируются следующими нормативно- правовыми актами: Конституции КР Трудовой кодекс КР от 4 августа 2004 года Закон КР о социальном партнерстве в области трудовых отношений в КР от 25 июля 2003 года 14
Спасибо за внимание! 15