Понятие школьной неуспеваемости. Причины школьной неуспеваемости. Педагог-психолог ГКОУ НШ 15 Есеналиева А.А.
Развитие ребенка, как личности, зависит от его индивидуальных особенностей и условий в которых протекает его развитие.
В кризисные периоды развития личности происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. При определенных условиях у детей могут возникнуть школьные проблемы, способствующие возникновению и дальнейшему развитию школьной неуспеваемости.
Понятие неуспеваемости - прежде всего дидактическое понятие, связанное с основными категориями дидактики - содержанием и процессом обучения. Иными словами неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет : слабые навыки чтения, счета; слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и т.д.; проще говоря, ребенок не справляется с учебной программой.
Неуспеваемость сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость.
Факторы неуспеваемости: требования к учащимся, вытекающие из целей школы; психофизические возможности учащихся; социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы.
Внешние причины: 1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе); 2. Несовершенство учебного процесса ( отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся).
Внутренние причины: биологические; психологические; педагогические.
Педагогические причины - низкий уровень готовности к школьному обучению (педагогическая запущенность); - отсутствие мотивации к учению; - несформированность приёмов учебной деятельности.
Виды неуспеваемости РАННЯЯ - возникает с началом обучения в школе - возникает в среднем звене, чаще всего при переходе в 5 класс ПОЗДНЯЯ
Неуспевающие школьники дети с недостаточным уровнем развития сферы и познавательной положительным отношением к учению дети с хорошим уровнем развития познавательной сферы, но с отрицательным отношением к учению дети с недостаточным развитием познавательной сферы и с отрицательным отношением к учебе
В работе с неуспевающим школьником нужны: - знание причин, которые привели к трудностям в обучении; - индивидуальный подход к ребенку, создание ситуации успеха и опора на его сильные стороны.