© Тольяттинская академия управления Технологии мышления Чтения Памяти Г.П.Щедровицкого 2007
© Тольяттинская академия управления К программе работ по технологизации мышления в ММК Задачи: Выделить и выразить в обобщенных правилах сокровенную сторону мышления, его приемы и способы, его технологию. Знать строение всех существующих видов знания, законы их развития и обобщения. Выделить мыслительные операции для изменения характера учебного процесса, для предельной рационализации его. Осуществить перестройку всех наук, рационализацию и объединение их на основе новых, более глубоких обобщений; устаревшее, архаичное будет выброшено, современное будет понято в своих принципах, люди начнут строить свою деятельность на знаниях методов современного мышления, и это будет означать, что техника мышления всего человечества поднимется на новую, более высокую ступень. (Известия ).
© Тольяттинская академия управления Понятие о технологии Типы технологий: - В материале природы (машины); - На людях (мегамашины); - В материале форм мысли (оперативные системы.
© Тольяттинская академия управления Разработчики и пользователи
© Тольяттинская академия управления Логика и топика разворачивания темы
© Тольяттинская академия управления Позиция: инженер-методолог
© Тольяттинская академия управления Принцип 1 «Философы лишь различным образом объясняли мир, а методологи, инженеры и управленцы изменяют его» – (по мотивам К.Маркса)
© Тольяттинская академия управления Принцип 2 О друг мой, Аркадий Николаич! воскликнул Базаров. Об одном прошу тебя: не говори красиво!
© Тольяттинская академия управления Принцип 3. Надо знать что получилось в результате исторического процесса, чтобы разобраться в сущности этого процесса, ибо последняя и состоит в результате. Созревшее существо сбрасывает историческое облачение, ставшее тесным и чуждым. (А.Зиновьев «Фактор понимания»)
А. Зинченко Технологии проблематизации в СМД методологии.
© Тольяттинская академия управления Тезис по теме «технология проблематизации». Для чего нужна, и где употребляется технология проблематизации? Каковы назначение и функции технологии проблематизации? Ее нужно освоить под руководством тренера, чтобы научиться работать задачно! То есть - находить на практике выход из любой сложной ситуации.
© Тольяттинская академия управления И-29 «Проблемная и задачная организация ситуаций и систем профессинально-производственной и учебной мыследеятельности» (Залучье, Тверская область, ). –задачный подход в подготовке (передача знаний в ходе решения задач) приводит к проблемным ситуациям в практической деятельности; –проблемный подход в подготовке – искусственное создание проблемных ситуаций – позволяет в практике технологично ставить и решать проблемы. Проблема в сфере подготовки – где взять преподов, которые готовы и могут проблематизировать собственные знания и опыт? Как на место классно-урочной системы ввести проблемные формы организации?
© Тольяттинская академия управления К «большой» истории проблематизации
© Тольяттинская академия управления К «малой» истории проблематизации в работах ММК и ОДИ
© Тольяттинская академия управления Технологии СМД методологии Г.П. начинал с разработки метода исследования мышления (см. канд. дисс.) и всю последующую жизнь развивал эту тему. Мышление на первых этапах разработки бралось из текстов мыслителей прошлого. А вот метод конструировался отдельно и проверялся в приложении к различным текстам-размышлениям. Прорывы в понимании оформлялись в схемах для коммуникации, критики и трансляции. Сложилась следующая технологическая схема: - новое понимание социокультурной (практической) ситуации; - конструирование схемы-понятия, схватывающей понятое; - объективация – категориальная интерпретация и предметная проработка для включения схемы в корпус (музей) инструментов культуры и интеллекта; - употребление схемы в разработках и исследованиях в функции новой семиотической машины. В этих работах раскрыто устройство знания и это устройство оформлено в понятии. Методологическое знание – это знание о том, как конструировать понятия, организующие деятельность. Разработан ряд понятийных комплексов - понимающих машин: схема знания, схема научного предмета, схемы категории система, сферно-фокусная схема, схема акта МД, схема коллективной МД и многие другие.
© Тольяттинская академия управления Понятийно-фокусная схема проблематизации ( ОДИ -16 – 1983)
© Тольяттинская академия управления Технологическая проработка позволяет говорить о смене форм проблематизации в управленческой мыследеятельности.
© Тольяттинская академия управления Проблематизация и проектирование Условием проблематизации и программирования являются структурно-функциональные представления деятельности и мышления, поэтому можно вместо проблематизации и программирования, осуществлять структурно- функциональное проектирование и таким образом делать все, что нужно, и решать все оргуправленческие задачи в отношении деятельности и мышления. Можно проставлять плюсы и минусы у соответствующих блоков схемы и таким образом формировать знание о том, чего мы не знаем и что знаем плохо. Можно делать выводы: я плохо представляю себе цели этой работы, имею слишком смутное представление о необходимых и возможных продуктах; у меня нет необходимого для получения этих продуктов исходного материала; у меня явно неадекватные целям средства и методы деятельности и мышления, и т.п. Так или примерно так формируются знания о том, чего не имеет или не знает управленец и благодаря им проблематизация приобретает позитивную форму. Г.П.Щедровицкий
© Тольяттинская академия управления Принципиальная схема проблематизации
© Тольяттинская академия управления Постановка техник проблематизации в режиме ПАС (проектно- аналитической сессии).
А. Зинченко Технология онтологизации в СМД методологии.
© Тольяттинская академия управления Тезис по теме «технология онтологизации». Для чего нужна, и где употребляется технология онтологизации? Каковы назначение и функции технологии онтологизации? Ее нужно освоить под руководством тренера, чтобы осуществлять системно- структурное мышление! То есть - овладеть современными формами понимания сути дела.
© Тольяттинская академия управления Понимание в ММК Г.П. построил новое понятие о знании, которое в идее «восхождения» и в категори «система» предполагает «соединение истин в целое» (В.Розанов). Технику организации понимания – метод топов или мест – начал разрабатывать Аристотель. Знание всегда предметно и конкретно, а топика есть чистая организация с незаполненными местами. И есть две культуры – мыслительная и понимающая. Нельзя обсуждать понимание в терминах мышления и знания. Г.П. нарабатывал техники и инструменты понимания, понимал это, но «вывернуть» свою работу в новую действительность времени и смелости не хватило. Поэтому СМД – подход построен на принципах организации МД и представления о понимании разворачиваются здесь на базе лингвистики и теории коммуникации.
© Тольяттинская академия управления Из опыта собственной практики онтологизации Системно-структурное мышление (в версии ММК и ОДИ) невозможно вне схем. Назначение и функции схем в мышлении – изображение существа дела, над которым строится размышление - поля деятельности (планкарты, топики), условий его разворачивания (машинная, инфраструктурная, сетевая и прочие формы организации), системы управления, технического и кадрового обеспечения. Эти изображения должны обеспечить «единство сущего и существующего» и тем самым практичность и успешность дела. Они и задают онтологию мыследеятельности.
© Тольяттинская академия управления Устройство работы понимания
© Тольяттинская академия управления Формы мысли и материал деятельностиРабота означкования. Типы на различном материале.
© Тольяттинская академия управления Сокрытие сути дела системами управления для обеспечения манипуляций массовой деятельностью
© Тольяттинская академия управления Онтологический фон – пространство рефлексии.
А. Зинченко Технологии схематизации в СМД методологии.
© Тольяттинская академия управления Г.П.Щ.: Структурно-системное мышление в словесном языке невозможно. Схемы в отличие от словесных текстов есть та специфическая форма, знаковая форма, которая позволяет нам строить и осуществлять структурно-системное мышление, а вместе с тем и структурно-системное понимание. Именно появление сложных, неоднородных и многоплановых схем (все схемы являются именно такими, поэтому можно сказать: именно появление схем) сделало возможным структурно-системное мышление. Схемы дают нам возможность изображать делаемое. Методологи впервые начали изображать то, что мы делаем в мышлении. Работа со знаковой формой стала включаться в саму знаковую форму. В традиционном мышлении, как обыденном, так и научном, работа со знаковыми формами знаний никогда не включается в саму знаковую форму. И это порождает массу удивительных вещей: в частности новые возможности для саморазвития мышления.
© Тольяттинская академия управления СМД понятие схемы Мысль (понятое) фиксируется и передается в схеме. Назначение схематизации – представить мир как объекты оперирования мысли.
© Тольяттинская академия управления Функция схем в обучении: Изображение действия, в которое нужно вставить новичка (понимающего ученика).
© Тольяттинская академия управления Назначение и функции схем в методологической работе - Конструирование поля деятельности и способов действия; - Инструмент технологизации интеллектуальных работ и организации действий в категории «система»: пять типов употреблений.
© Тольяттинская академия управления Техники схематизации (конструирование понятий для организации МД) конструкция «ВЕРСТАК» Цели и задачи Положение дел (ситуация) Инструменты
© Тольяттинская академия управления Суть инженерии: все понимать и уметь конструировать Витрувий (П век до н.э.) сформулировал свод требований к архитектору (инженеру): «Он не обязан, да и не может быть таким грамматиком, каким был Аристарх, - лишь бы не был безграмотным; ни музыкантом, как Аристоксен, лишь бы не был несведущ в музыке; ни живописцем, как Апеллес, лишь бы не был неопытен в рисовании; ни ваятелем, подобно Мирону или Поликлету, лишь бы не был невеждою в области ваяния; ни опять-таки врачом, как Гиппократ, лишь бы он не был несведущ в медицине; также и в остальных науках не должен быть он знатоком, лишь бы не был в них невеждою".
© Тольяттинская академия управления Инженерное дело: формы организации Мастерская - (изготовление и пробы инструмента) – ММК. Цех – КБ + опытное производство – (изделия для испытаний на разных полигонах) - ОДИ. Инженерный центр - мастерские, КБ, опытное производство, подготовка смены (подмастерьев и мастеров).
© Тольяттинская академия управления Критерии оценки схемы Ухватывает ли конструкция схемы суть дела, о котором вам необходимо рассказать (проанализировать). Указывает ли схема на устройство объекта размышлений – процессы и механизмы его превращений и преобразований. Позволяет ли схема строить планы стратегических и тактических действий по отношению к объекту. Позволяет ил схема указать на экономическую эффективность (по отношению к существующему положению или к будущему – социальная, техническая и прочая эффективность). Операции проработки схемы Понять задачу (руководитель не имеет права не понимать). Занять позицию. Обозначить подход (задачный – проблемный). Ухватить суть дела в конструкции (взять схему напрокат). Сконструировать устройство схемы: перенос опыта; система управления; поле деятельности (рынок); технология; финансы; персонал; территория; акционеры; государство. Развернуть схему в будущее. Просчитать последствия принятия решений. Работа со схемой
© Тольяттинская академия управления Устройство мастерской
© Тольяттинская академия управления Что и в каких технологиях употребляется нашей командой (ТАУ) из запаса СМД методологии? –Организация понимания. –Техники схематизации. –Приемы управленческой антропотехники. –Метод накопления опыта и формирования управленческого инструментального несессера.
© Тольяттинская академия управления Воспроизводство инженерного дела: институционализация и дессеминация.
© Тольяттинская академия управления Корпус тренажеров для обучения схематизации.
Д и с ц и п л и н а у м а « Н У П » МТМУ Финансовый «мейнстрим» Управленч. «мейнстрим» ИТ «мейнстрим» Проектно-Аналитические работы Ст2Ст1Проф. практика КР ВКР Траектория 3 Траектория 1 Траектория 2 Самоорганизация Бакалавр Магистр ИУУ ТТС Самоопределение Учебный план управленческой подготовки
© Тольяттинская академия управления Устройство образовательного учреждения
© Тольяттинская академия управления Какие проблемы мы решаем, обучая схематизации? проблема подготовки к мышлению (на фоне разрушенной школы). проблема освоения проектного подхода и расширения «настоящего». проблема «связывания» мышления в деятельности или реализации в практической деятельности мыслительных конструкций.
© Тольяттинская академия управления Антропотехника в категориях «система» – «сфера».
© Тольяттинская академия управления Наши конкуренты Современные разработки по технологизации мышления. Примеры интеллектуальных технологий «развивающегося человечества»: 1) ААR, 2) Карты памяти, 3) Проектирование, маркетинг и стратегирование, 4) Коллективная МД – командные работы, 5) Полиэкранная организация (Windows), 6) Инженерно организованная мыследеятельность (TPS – Toyota production system), 7) Прогнозирование – фьючерсы, 8) Управление знаниями (knowledge management), 9) Think tanks, 10) Другие.