Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому). Консультация для педагогов ДОУ подготовила учитель-логопед Воробьева Ольга МАДОУ д/с «Радуга»
Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В зависимости от источника высказывания можно выделить виды рассказывания : 1)по игрушкам и предметам, 2)по картине, 3)из опыта, 4)творческие рассказы.
Рассказывание из опыта Основа - содержательная, интересная повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, интересные события. Особенности: 1) опирается на представления, полученные в процессе наблюдений и разных видов деятельности; 2) отражает переживания и чувства ребенка; 3) в их основе работа памяти и воссоздающего воображения; 4) недостаточно связны и последовательны; 5) имеют большое значение для развития мыслительных и речевых способностей ребенка, для проявления его индивидуальности.
Рекомендованные темы Средняя группа: как провели праздник новогодней елки; о родном доме, о своей кошке или собаке; как работали на огороде; как меняли рыбкам воду в аквариуме; что видели на кухне. Старшая и подготовительная группы: как провели праздник; что видели во время экскурсий в библиотеку, в школу; про то, как отдыхали летом; наш огород; как шьют одежду; мой лучший друг (подруга); как мы заботимся о малышах, о маме.
Рассказы из опыта можно разделить на два вида: 1.Рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурсия на почту). 2. Рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты провел выходной день»; «Расскажи о своем доме»).
Виды помощи при составлении рассказа из личного опыта: lвспомогательные вопросы lобразец рассказа воспитателя lплан рассказа lуказания lанализ и оценка детских рассказов lподсказ нужного слова lсовместный рассказ воспитателя и ребенка
Творческое рассказывание -это деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Виды творческого рассказа: 1) рассказы реалистического характера; 2) сказки; 3) описания природы; 4) по аналогии с литературным образцом: - замена героев с сохранением сюжета; - изменение сюжета с сохранением героев.
Условия успешного обучения творческому рассказыванию 1. Постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. 2. Пополнение и активизация словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. 3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. 4. Правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел.
Приемы обучения творческому рассказыванию 1. Рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам. 2. Придумывание детьми продолжения авторского текста. 3. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему.