развивался в 20 веке быстрее других видов транспорта, поскольку обладает самой высокой мобильностью, значительными скоростями передвижения, удобством эксплуатации.
Это единственный вид транспорта, способный осуществлять перевозки грузов и пассажиров по логистической схеме «от двери к двери».
Благодаря этому абсолютное большинство единиц этого подвижного состава находиться в индивидуальном пользовании населения. В настоящее время мировой парк автомобилей достиг более чем 700 млн. единиц.
Вместе с тем автомобильный транспорт в сопоставлении с другими видами транспорта характеризуется высоким потреблением жидкого топлива и большой трудоемкостью обслуживания одной грузовой отправки или пассажира.
Россия по уровню развития автомобильного транспорта отстала в 20 веке от многих стран мира. До начала 30-х годов в стране практически не было собственной автомобильной промышленности.
Слабыми темпами строились и автомобильные дороги. Только к началу 30-х годов были построены первые отечественные автозаводы и освоено серийное производство грузовых и легковых автомобилей в Москве (ЗИЛ) и Н.Новгороде (ГАЗ).
Массовое строительство автозаводов приходиться на послевоенные годы: грузовые автомобили малой и большой грузоподъемностью, малолитражные легковые автомобили, автобусы и автопоезда.
Широкое применение автомобиля началось после первой мировой войны. Хотя автомобиль был изобретен в 1769 году Кунье. В 1870 г. был изобретен газовый автомобиль, в 1883 Бенц изобрел двигатель внутреннего сгорания, 1897 г. – изобретен дизель.
В России этим видом транспорта выполняется более 86% объема перевозок грузов внутри страны и более 50% всех перевозок пассажиров.
В общем грузообороте автомобильный транспорт составляет порядка 9 %, хотя в других странах намного больше.
В США автотранспорт выполняет 24% грузовых работ. По пассажирообороту автотранспорт на внешних перевозках уступает только железнодорожному.
В большинстве развитых стран с учетом индивидуальных автомобилей доля составляет %, в России – 46%.
«Линейные и объёмно - массовые характеристики грузов»
С ростом автомобилизации страны развивается и строительство дорог. Однако,– плохие дороги России сдерживают социально-экономический прогресс.
В России дорог с твердым покрытием – 750 тыс. км, из них общего пользования – 520 тыс. км.
Например, в США дорог с твердым покрытием 6330 тыс. км, на Украине – 255 тыс. км, в Японии – 1100 тыс. км, в Англии – 387 тыс. км.
Согласно действующему в России Сни Пу, все автомобильные дороги делятся на 5 категорий :
Категория дороги Расчетная интенсивность движения, автомобиля/сут Расчетная скорость движения, км/час Число полос Тип дорожного покрытия I7000 и более Капитальное, цемента-железо- асфальтобетон II Капитальное, цемента-железо- асфальтобетон III Капитальное, цемента-железо- асфальтобетон Облегченный щебень, гравий, обработанные вяжущими материалами
Категори я дороги Расчетная интенсивность движения, автомобиля/сут Расчетная скорость движения, км/час Число полос Тип дорожного покрытия IV Щебеночное и гравийное из грунтов и местных материалов, обработанными вяжущими материалами VДо То же и грунтовые улучшенные
К автотранспортным средствам относят: · грузовые автомобили · тягачи и их прицепы и полуприцепы – эксплуатируются только вместе · автобусы · легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы
· комбинированные грузопассажирские автомобили · специальные автомобили (строительные, санитарные, пожарные и др) и их прицепы и полуприцепы
Грузовые автотранспортные средства в зависимости от устройства кузова и других конструктивных особенностей делятся на:
- средства общего назначения - автомобили, стандартные прицепы и полуприцепы для перевозки самых различных грузов - специализированные – автомобили, кузова которых специализированны под перевозку определенных грузов – сыпучих, жидких, мусора, контейнеров.
Автомобиль-тягач в сцепе с прицепом или полуприцепом называется автопоездом. Специальные автотранспортные средства - относят автомобили и прицепы, оснащенные специальным оборудованием(автолавки, автокраны, автовышки и тд).
Все эксплуатируемые автотранспортные средства подразделяются на 3 группы:
А – автотранспортные средства, предназначенные для эксплуатации на дорогах только с усовершенствованным капитальным покрытием (с нагрузкой от оси на дорогу не более 100 Кн )
Б – автомобили и автопоезда, эксплуатируемые на этих же дорогах (с нагрузкой от оси на дорогу не более 60 кН)
В – внедорожные автотранспортные средства (с нагрузкой от оси на дорогу не более 60 кН)
1) грузоподъемности: - малой грузоподъемностью – с 0,5 – 2 т - средней грузоподъемностью – с 2 до 5 т - большой грузоподъемностью – с 5 до 16 т - особо большой грузоподъемностью – более 16 т.
2) по количеству осей и из них ведущих. 3) полной массе (т.е. вместе с грузом, равным грузоподъемности)- 7 градаций 4) проходимости (по способности преодолевать препятствия на пути движения)
1) по назначению – городские, пригородные, местные междугородние, экскурсионные, туристические и др. 2) по вместимости пассажиров:
1) по назначению- личного пользования, служебное, такси, прокатное и тд 2) по рабочему объему цилиндров – 5 классов
1) самостоятельность (т.е. работает без участия других) 2) высокая подвижность и маневренность
3) доставка грузов и пассажиров по принципу "от двери до двери" 4) высокая скорость (в 2 раза выше, чем у железной дороги)
1) является самостоятельным видом транспорта 2) является связывающим звеном между другими видами транспорта
Широкое применение автотранспорта превратилось в социальную проблему, требующую скорейшего решения:
усталость снижает работоспособность на 7-12%) 2) возросший поток автомобилей снижает общую скорость движения транспорта 3) загрязнение окружающей среды
4) большое число ДТП (в мире 8 млн человек стали инвалидами в результате ДТП) 5) автотранспорт создает резкую нехватку площадей городских магистралей (удельная площадь, приходящаяся на одного пассажира автомобиля в 15 раз больше площади, приходящейся на трамвайного пассажира) 6) постоянный рост цен на топливо
1. производительность грузового автомобиля – количество перевезенного груза в тоннах за единицу времени 2. среднесуточный пробег грузового автомобиля – отношение общего пробега автомобиля (км) за определенный период времени к автомобиле-дням работы автомобиля на линии за этот период.
3. время работы автомобиля – разность между продолжительностью работы автомобиля в наряде (включая простои) и временем его нулевых пробегов
4. средняя дальность одной поездки автомобиля с грузом определяют как отношение его пробега с грузом к общему числу поездок
5. продолжительность рейса автобуса – суммарное время нахождения автобуса в движении, времени на посадку и высадку пассажиров, простоя автобуса на конечных пунктах
6. продолжительность поездки автомобиля – такси – складывается из времени оплаченного и неоплаченного его пробега и простоя.
Расходы пассажирского автомобильного транспорта общего пользования примерно на 60% покрываются доходами (платой пассажиров за проезд)