Впервые о буддизме узнали в Древней Индии, примерно в 6 веке до н. э. В переводе с санскрита он означает « учение просветленного », что действительно отражает его организацию. Буддизм древнейшая из мировых религий, признанная многочисленными народами с разными традициями. мировых религий
Однажды в семье раджи родился мальчик, который, согласно легенде, сразу встал на ноги и обозначил себя существом, которое превосходит всех богов и людей. Это был Сиддхартха Гаутама, который впоследствии претерпел значительную трансформацию и стал основателем одной из самых масштабных мировых религий, существующих до сих пор. Биография этого человека и является историей возникновения буддизма. Родители Гаутамы однажды пригласили провидца, чтобы он благословил новорожденного на счастливую жизнь. Асит ( так звали отшельника ) увидел на теле мальчика 32 отметины великого человека. Он сказал, что этот ребенок станет либо величайшим царем, либо святым. Когда его отец услышал это, то решил ограждать своего сына от различных религиозных течений и любых знаний о страданиях людей. Однако, проживая в 3 дворцах с богатым убранством, Сиддхартха в 29 лет почувствовал, что роскошь – не цель жизни. И пустился в странствие за пределы замков, держа это в секрете. За стенами дворцов он увидел 4 зрелища, которые изменили его жизнь : отшельника, нищего, труп и больного человека. Так будущий основатель буддизма узнал о страдании. После этого личность Сиддхартхи претерпела множество метаморфоз : он ударялся в разные религиозные течения, искал путь к самопознанию, учился сосредоточению и аскезе, но это не привело к ожидаемым результатам, и те, с кем он путешествовал, покинули его. После этого Сиддхартха остановился в роще под фикусом и решил не уходить отсюда, пока не найдет Истину. Через 49 дней он обрел знание Истины, достигнув состояния нирваны, и узнал причину человеческих страданий. С этих пор Гаутама стал Буддой, что в переводе с санскрита означает « просветленный ».
Эта религия несет в себе идею не причинения зла, что делает ее одной из самых гуманных. Она учит последователей самоограничению и достижению состояния медитации, которые в конечном итоге приводят к нирване и прекращению страданий. Буддизм как мировая религия отличается от остальных тем, что Будда не считал основой этого учения божественное начало. Он предлагал единственный путь – через созерцание собственного духа. Его целью является избегание страдания, что достигается с помощью следования 4 благородным истинам.
1. Есть понятие дукхи ( страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания ). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени. 2. У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др. 3. От зависимости и страдания можно избавиться. 4. Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.
1. Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления. 2. Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям. 3. Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.
Отстранение от истины бытия и неведения ; Желания и страсти, способствующие возникновению страданий ; Несдержанность, гневливость, неспособность принять что - либо здесь и сейчас.
Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.
1. Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание. 2. Страдания возникают из - за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
3. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ. 4. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется « срединным », позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем - то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.
правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби ; правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм ; правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами ( чтобы они не источали зло ); правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков ;
правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий ; правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей ; правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий ; правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.
Первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. Три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения ( шила ). Оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума ( самадха ).
Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – « нищие ». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья ( в основном желтого цвета ) и переходили с места на место. Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу ( строения - склепы куполообразной формы ). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения. После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н. э.
Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
Махаяна. Даже мирянин ( конечно, если он благочестив ), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.
Итак, основная идея буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.
Спасибо за внимание..