ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ. ИНТЕЛЛЕКТ.
Мышление процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Виды мышления ПО ФОРМЕ Наглядно-действенное Наглядно-образное Абстрактно-логическое ПО ХАРАКТЕРУ Теоретическое Практическое ПО СТЕПЕНИ РАЗВЕРНУТОСТИ Дискурсивное Интуитивное ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ Репродуктивное Продуктивное
Методика "Исключение слов" (диагностика мышления) Исключенное слово Обобщающее слово Инструкция: Предлагается 13 групп слов, по 5 в каждой группе. Необходимо исключить одно лишнее, по вашему мнению слово, и придумать обобщающее понятие остальные 4. Заполнить предложенную таблицу.
1.дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий 2.смелый, храбрый, отважный, злой, решительный 3.Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий 4.молоко, сливки, сыр, сало, сметана 5. минута, секунда, час, вечер, сутки 6.глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий 7.лист, почка, кора, дерево, сук 8.дом, сарай, изба, хижина, здание 9.береза, сосна, дерево, дуб, ель 10.ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать 11.темный, светлый, голубой, ясный, тусклый 12.гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога 13.молоток, гвоздь, клещи, топор, долото
Проверка результатов Исключенное слово Обобщающее слово 1. маленький Состояние предмета 2. злой Доблестные качества человека 3. Иванов Имена 4. Сало Молочные продукты 5. Вечер Единицы измерения времени 6. Светлый Высота 7. Сук Части дерева 8. Здание Ветхое жилье 9. Дерево Виды деревьев 10. Наказывать Проявлять негативное отношение 11. Голубой Степень яркости 12. Курятник Жилье зверей 13.Гвоздь Инструменты
Как развивать мышление «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать». Развивать мышление это значит насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, журналы, радио и телевидение и т. п. Они знакомят с явлениями окружающего мира, разными сторонами деятельности человека. 1. Мышление начинается с вопроса. Вопросам «почему?» и «как?» человечество обязано большинством открытий. Учитесь ставить вопросы к каждому событию, явлению, с которым встречаетесь. И обязательно ищите и находите ответы на них. 2. Мышление можно тренировать в играх на сообразительность, в решении различного рода логических задач, головоломок. 3. Сравнение близких по значению понятий один из приемов развития мышления. 4. Мышление и язык, мышление и речь неразрывны. Каждый из вас знает, что любая мысль имеет словесную форму. Поэтому для развития мышления можно использовать такой прием: то, что не до конца понимаете сами, попробуйте изложить другому. 5. Активное использование письменной речи (сочинение, ведение дневника, письма) также способствуют развитию мышления. 6. Непременное условие развития мышления свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, решение творческих нестандартных, парадоксальных задач. Мышление самая трудная для человека работа. Для выполнения ее необходима организованность, хорошо развитое внимание и память, наблюдательность, работоспособность.
Воображение (фантазия) - познавательный психический процесс создания нового образа (представления) предмета или ситуации путем перестройки (преобразования) имеющихся у человека представлений. ВООБРАЖЕНИЕ Пассивное воображение характеризуется непроизвольностью возникновения, что проявляется в сновидениях и грезах Активное воображение характеризуется произвольностью, и человек при этом по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, оно более ориентировано на практическую деятельность. Репродуктивное Продуктивное
Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность.
Воображение как средство научного открытия Творчество в науке : Формирование знания Накопление и анализ информации Продуцирование новых идей
Тренируем воображение. Необходимо дорисовать за 1 минуту 20 кругов. Пример: