Система обучения и образования в Древнем Риме имела своей целью вырастить и воспитать достойного гражданина и храброго воина. Но кроме всего прочего древнеримское образование имело гуманитарную направленность и носило практически всеобщий характер.
Начальная школа грамматиста С 7 до лет Средняя школа грамматика С до 16 лет Школа ритора С 16 до лет
От первых двух веков римской истории не осталось никакого свидетельства относительно обучения детей. Первое известие о школе относится к 449 году до н.э.: юная Виргиния каждый день посещала в сопровождении своей кормилицы школу, которая находилась между лавками на форуме.
Наиболее полные сведения о домашнем образовании в Древнем Риме содержаться в описании Плутархом биографии знаменитого римского деятеля Марка Порция Катона Старшего ( гг. до н.э.), который, не доверяя учителям, взял на себя воспитание своего сына и даже составил специальную программу обучения.
Домашнее образование Примерно до 7 лет ребёнок обучался простейшим навыкам в семье. Главным наставником в это время был его отец или другой взрослый мужчина. Если ребёнка не отправляли учиться в школу, то с 7 лет к нему был приставлен специальный раб - litteratus или paedagogus, который обучал ребёнка основным правилам письма, чтения и счёта.
Средний курс обучения проходил с до 16 лет в школе учителя, названного grammatikus. Помещение школы грамматика украшалась бюстами знаменитых писателей, барельефами с главными сценами гомеровских поэм, даже географическими картами. Чаще всего школа размещалась на краю улицы под каким-нибудь портиком или на ступенях храма.
Чтение Толкование поэтов Письменные и устные упражнение на греческом и латинском языках Главным предметом в школе грамматика было чтение и толкование поэтов, письменные и устные упражнение на греческом и латинском языках. Особым уважением пользовались «Одиссея» и «Иллиада» Гомера (на рис.), «Теогония» и «Труды и дни» Гесиода и др.
Популярностью у учеников пользовались комедии Менандра и Плавта, басни Эзопа, стихи Энния, Гнея Невия и других поэтов, Отрывки из произведений Овидия, Горация и Вергилия. Причем ученики не только читали произведения на оригинальном языке, но сами писали стихи, составляли рассказы на мифологические и поэтические темы. Популярностью у учеников пользовались комедии Менандра и Плавта, басни Эзопа, стихи Энния, Гнея Невия и других поэтов, Отрывки из произведений Овидия, Горация и Вергилия. Причем ученики не только читали произведения на оригинальном языке, но сами писали стихи, составляли рассказы на мифологические и поэтические темы.
Семь свободных наук Ритори- ка Ариф- метика Астро- номия Геомет- рия Диалек- тика Музыка Грамма- тика
первоначально наука об ораторском искусстве, правилах публичного выступления, с целью убеждения. Риторика наука о методах и способах ведения спора посредством вопросов и ответов, искусство правильно и логически обсуждать. Диалектика античная наука языкознания, изучающая основные правила чтения и письма, правила построения предложений и текстов. Грамматика раздел математики, изучающий простейшие виды чисел (натуральные, целые) и простейшие арифметические операции над ними (сложение, вычитание, умножение, деление). Арифметика включала в себя умение играть на музыкальных инструментах, навыки сольного и хорового пения. Музыка раздел античной математики, изучающий фигуры на плоскости, правила их построения и свойства этих фигур. Геометрия наука о расположении и движении небесных тел, а также их влияние на происходящее с человеком, предопределяя его судьбу. Астрономия